Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 15/9/2008

Платок. Сундук. Грибок

Дмитрий ЦИЛИКИН

Режиссера Стрелкова зовут, между прочим, Гарольд. Гарольд Стрелков поставил в Театре Ленсовета спектакль "Мавр". А поскольку прошлым февралем г-н Стрелков водворился здесь на пост главного режиссера, первую его работу в данном качестве логично рассматривать как программную, указующую дальнейший путь видной петербургской драматической компании.

Ну что вам доложить? Все в этом самом "Мавре" совершенно так, как заведено у "авторской" режиссуры. Берешь, значит, какое-нибудь худ. произведение, желательно попрославленней, лучше вообще в статусе "культурной иконы", - и давай употреблять его в целях самовыражения.

В нашем случае избрана трагедия "Отелло, венецианский мавр" двух литераторов, работа над которыми вышеозначенным методом весьма повышает капитализацию режиссуры, - Уильяма Шекспира и переложившего его на русский Бориса Пастернака. Нужно ли говорить, что никакого венецианского мавра нет и в помине - дети мы, что ли, слушаться ремарок четырехсотлетней давности: копирайт-то ничейный. Опять же г-н Стрелков ведь не саму пьесу ставит, но - "сценическую версию по пьесе У. Шекспира": патентованный прием оправдания любого насилия над автором.

Нет ни Венеции, ни Кипра (декорации Эмиля Капелюша изображают нечто и туманну даль), ни дожа, ни отца Дездемоны, ни многих других персонажей, в том числе важнейшего для сюжета Родриго. Впрочем, и самого сюжета тоже нет: конец не венчает дело, но его начинает, причем наизнанку. Отелло появляется впервые из глубины, идет по высокому узкому помосту, неся на плечах, как коромысло, Дездемону (возможностью зреть сии заковыристые мизансцены мы обязаны режиссеру по пластике Николаю Реутову) и объясняясь ей в любви. Знаете, какими словами? Ну, конечно же, из хрестоматийной финальной сцены удушения: "Молилась ли ты на ночь?.."

Еще со времен Станиславского К.С. неприличным считается "играть текст", надобно - подтекст. Станиславского этому научил Чехов: люди вроде бы говорят обыденные слова и делают обыденные дела, за которыми - их жизнь и судьба. Но вино жизненной правды давно превратилось в уксус: подтекст не ищут, не стараются почувствовать, а хамски тексту навязывают. Причем желательно противоположный: если не сделать все наоборот, так ты вроде как и не креативный режиссер и не "автор спектакля".

Наличествуют и все прочие тренды (вернее, штампы) агрессивной режиссуры. Режиссеру этого типа надлежит символически играть природными стихиями и натуральными фактурами. ОК, имеется.

Действующие лица беспрерывно обливают друг друга водой и макают заимообразно головы в емкости с той же текучей средою.

А также вытаскивают из сундуков и подбрасывают белые тряпки - метафорически, конечно: утерянный Дездемоной пресловутый платок принимаются искать всем наличным человеческим ресурсом, даже с участием факультативной проститутки Бьянки, которая тут явно ни при чем.

(Сундуков и тряпок много, бросают их долго - изобретатель этой свежей метафоры явно доволен таким ударным концом первого акта.)

Еще пересыпают что-то типа золы с песком.

Еще модно использовать ржавые железяки (вернее, когда-то было модно, но до нашей провинции все "актуальные тенденции" доходят не вдруг) - таки их есть у г-на Капелюша: плоскости, образующие нечто вроде кулис, - если стучать по ним металлическим ведром, тоже очень фактурно получается.

Посреди унылого и утомительного разгула стихий, сдобренного реутовской акробатикой, иногда всплывают куски текста. Актеры - люди подневольные и, как всегда, не виноваты. Спасибо им.

Прежде всего Лауре Пицхелаури - Дездемоне - и Александру Новикову - Яго.

Это ведь так трудно - произнести столь изощренные, ветвистые стихи хотя бы внятно, тем более - пластично, выразительно. Новикову - округлому, уютному, категорически не злодейскому, зато очень умному - удается. А Лаура, одна из самых талантливых и прелестных молодых актрис петербургской сцены, даже на материале оставшихся ей кусков роли, сшитых наперекосяк, исхитряется абстрактно-идеальную Дездемону наделить живым характером: нежным и сильным.

Итак.

Можно читать великую пьесу любящими глазами, пытаясь вступить с автором в интеллектуальный и душевный контакт, открыть в ней важный тебе лично смысл, проясняющий что-то в устройстве бытия. Тогда режиссерская фантазия органична и даже, случается, конгениальна поэту. Таким "Отелло" был, к примеру, у Анатолия Эфроса и Эймунтаса Някрошюса. А можно использовать ее лишь как повод к самодемонстрации, навязывать ей абсолютно произвольные решения, паразитировать на ней, как грибок паразитирует на беззащитной плоти. Продукт грибковой жизнедеятельности - многозначительный вздор, пошлая глупость, хотя самим-то этим бедолагам (кроме, разумеется, отпетых шарлатанов) грезится, будто они буквально творят.

Не Гарольдом это все началось, не им и кончится. Что тут роптать... Вообще-то, у меня по существу всего пара вопросов. 1) Если пьеса не устраивает до такой степени, что требуется предусмотренного драматургом немолодого черного заменить на молодого белого, не проще ли взять другую пьесу, которая устраивает? 2) Если нет кондиционного исполнителя роли Отелло - может, не ставить "Отелло"?

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru