|
"Это было летом"
Василий Ковалев
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом". В канун прихода зимы петербургские живописцы решили поделиться друг с другом и широкой публикой летними впечатлениями.
Свое непретенциозное название выставка получила с легкой руки одного из ее участников - Анатолия Заславского. На церемонии открытия он объяснил, что слова взяты из какой-то песенки, запомнившейся ему. На поступившее игривое предложение коллег исполнить оную песенку живописец, смеясь, ответил отказом. Однако ясно, что "игровой" контекст всему мероприятию был задан умышленно и является, так сказать, частью художественного замысла. Черта эпохи, знаете ли.
В нескольких залах галереи представлены работы 28 художников. В своей краткой речи куратор выставки Татьяна Воронкова предупредила, что не стоит ожидать от такой большой экспозиции безусловного стилистического единства. Тем более что художники, каждый из которых предложил две-три работы, не объединены какой-то общей художественной платформой, общей идеологией. Подобная выставка просто обречена быть пестрой, внутренне противоречивой и эклектичной. Интересно, что сами устроители демонстративно отказались признать за ней какую-либо "актуальность". В изданной к открытию брошюре (кстати говоря, прекрасно изданной и стоящей тех ста рублей, которые за нее требовалось заплатить) Татьяна Воронкова задается риторическим вопросом: "Какая может быть актуальность в неизбежном круговороте времен года?" И действительно - какая? Художники всех направлений настолько приучили нас к шумным акциям и широковещательным заявлениям, что невольно удивляешься столь скромной формулировке задачи: просто описать, каким было это лето. Больше ничего.
Разумеется, лето живописцы увидели совершенно по-разному и проводили его (о чем говорят и названия произведений) в самых разных местах. Легко догадаться, что в жанровом отношении здесь преобладает пейзаж. Стены галереи превратились в дотошную живописную летопись городской и сельской жизни. А. Заславский в своей безапелляционно-размашистой манере виртуозно увековечил поездку на шашлыки в Девяткино. Борис Борщ увлеченно изобразил бесхитростный уклад деревенской жизни в Вятской области: здесь главными событиями стали знаменитая мультипликационная походка кур, гоголевская грязная лужа на улице, древняя архитектура навозной кучи, крепкие бревенчатые дома. Ирина Васильева воспевает лесную дорогу и зябкий весенний лес, который хоть и не укладывается хронологически в программу летних впечатлений, но служит к ним естественной увертюрой. Очень убедительны импрессионистические "Велосипедисты" Арона Зинштейна - пестрый плотный клубок красок, жмущий на педали, потеющий, со свистом пролетающий по пустынному лесному шоссе...
Ирина Музырина неожиданно меланхолично изобразила вечерний остывающий пляж в Геленджике. Пляжная тема подхвачена Олегом Фронтинским, чья "Встреча на пляже" увековечила раздетых барышень на заливе в обществе пугающе мужественного красавца. Розовато-коричневый, вишневый "Южный город" Алексея Попова-Правокумского служит логичным завершением этой действительно очень летней темы.
Широко представлен урбанистический пейзаж. Здесь особого внимания заслуживает "Темный двор" Владимира Паршикова, соединивший в себе чисто петербургскую живописную атмосферу, мрачную экспрессию в понимании формы и поиски в области цвета с поистине рембрандтовским размахом. "Фонтанка" Ивана Сотникова напоминает полузатопленный, изъеденный ржавчиной и изрезанный консервным ножом круизный лайнер - зрелище совершенно эпическое.
Мотивы холодного петербургского лета звучат в пейзажах Ирины Анниной, Сергея Евсина, Наталии Ватениной и Татьяны Воронковой. Есть жанровые картины, натюрморты и несколько портретов. Среди них выделяется "Портрет" Марии Трегубенко: фигура женщины с сигаретой схвачена точно, с неожиданной силой и обладает острой психологичностью. Лапидарный, сухой, лаконичный стиль полностью отвечает содержанию небольшой картины, выдающей руку мастера.
В целом, выставка оставляет впечатление яркое, тщательно продуманная экспозиция получилась на удивление ровной. Хотя чувствуется, что экспрессионистам, структуралистам, метафизикам не так просто уживаться в едином художественном и выставочном пространствах. Впрочем, мы, зрители, от этой вечной конкуренции и борьбы методов только выигрываем. Потому что имеем дело, слава Богу, не с запутанной драматургией корпоративной борьбы и дружбы живописцев, а с конечным художественным продуктом. В данном случае - очень высокого качества.
|
|
Догорает ли эпоха? "Кризис наступил, однако это лишь начало.
Модель села на мель Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Некромент, или Смертельное танго Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Пиар, кризис и бла-бла-бла Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
"Это было летом" В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Хорошо воспитанный старый мальчик Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Письма из Германии // Константа Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось… Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Никита Белых // Россия не доверяет демократам Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
|
|
|