Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 16/4/2007

Органическое бесплодие

Дмитрий ЦИЛИКИН

Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.

Русская Америка

На сайте "Параграфа" имеется подборка коротеньких монологов: актеры делятся впечатлениями от съемок и обращаются к будущим зрителям. В частности, Анатолий Белый исчерпывающе формулирует художественную программу создателей оного произведения: "Приходите в кино и смотрите этот фильм. Главное - побольше попкорна, колы, и все будет отлично!"

Когда-то деятели отечественного кинематографа произносили гневные филиппики по поводу "засилья голливудского мыла", которому надо противопоставить нашу исконную самость, - зритель-де объелся американскими продуктами и хочет родимой гречневой каши. В связи с чем следует немедленно ввести протекционистские прокатные квоты.

Это известная местечковая тактика: раз качество "жигулей" улучшению не поддается, а убедить потребителя, что "жигули" лучше "кадиллака", тоже не выходит, давайте запретим ввоз "кадиллаков". В кино таких запретов, к счастью, ввести не удалось - тогда продюсеры, режиссеры и сценаристы, признав поражение, стали клепать российский "кадиллак". Он получился совершенно почти такой же, как настоящий. Только пластмассовый.

И "Параграф", и "Любовь-морковь" в каждой секунде и каждым кадром транслируют одну цель, одну заботу: чтобы тинейджер в зале, поглощая попкорн и запивая его колой, ни на мгновение не почувствовал себя выбитым из въевшихся в мозги схем.

Тут не просто подражание, слепое копирование голливудских образцов, когда хотят сделать "как у них, только наше". Ничего "нашего" не должно остаться ни грамма, ни пылинки. Герои говорят по-русски, но полное ощущение, что это дубляж с английского. Не только в "Параграфе", где все происходит в недалеком будущем, но и в "Любви", протекающей сейчас, нельзя отыскать никаких связей с местной реальностью.

В боевике собирается команда крутых спецназовцев, дабы ликвидировать некую лабораторию по созданию злокозненных вирусов. В комедии муж с женой волей волшебного доктора меняются телами, благодаря чему их прокисшие за годы брака чувства обретают новенькую, как из загса, свежесть. Пусть даже сюжеты эти блуждающие, экранизированы по сорок раз. Можно пересадить сюжет в другую почву, и он зацветет другими цветами - как происходит в том же Голливуде, где делают порой недурные римейки европейских и японских фильмов. Но здесь-то не римейки, а откровенное производство паленой продукции.

Однако полное торжество этого производства ставит в несколько комическое положение российских ругателей Америки, весьма оживившихся в последнее время. Коли она такая плохая - что ж под нее так подделываться?

Будут все свои

История кино знает немало примеров, когда фильм - лишь верхушка айсберга совместной жизни какого-то сообщества. Таков, например, кинематограф Фассбиндера, где актеры и режиссер - своего рода семья, и, глядя на экран, ощущаешь, что их связывает много больше, чем эта конкретная работа. Бывали случаи полегкомысленнее: скажем, в "Собаке Баскервилей" Игоря Масленникова или в "Трое в лодке, не считая собаки" Наума Бирмана очень заметно, что собралась своя компания, все давно и хорошо знают друг друга, отдыхают на природе, рыбу ловят, пьют и все такое, а в перерывах между разными милыми занятиями заходят на съемочную площадку. Но в "корпоративном" кино последнего времени это уже не выглядит обаятельной шалостью - потому что шибает в нос резкий дух наглой разводки. "Снимем быстренько эту байду, впарим так, что вся страна ломанется, бабла нарубим - прикольно ведь!"

В "Параграфе" одного из главных персонажей изображает продюсер Юсуп Бахшиев. Он продюсировал и обоих "Антикиллеров" - и там тоже маячил в кадре. Вероятно, г-ну Бахшиеву не по-детски вставляет от лицезрения собственного лица на экране, да еще в компании Гоши Куценко. В "Моркови" режиссер Александр Стриженов снял себя, маму, дочку, жену, и другой жене - одного из продюсеров - тоже ролька досталась.
Ну и что, что морковная драматургия буксует, а местами просто сыплется, что эта так называемая комедия - глупая, пошлая, натужная и категорически не смешная. А в "Параграфе" драматургии вообще нет: поскольку продать два билета лучше, чем один, фильм выходит в двух частях с перерывом в месяц, и первая - вязкая тягучая многозначительно-бессмысленная экспозиция, все время зависающая то просто так, то на product placement. Хотя режиссер - опытный клипмейкер Михаил Хлебородов - и должен бы владеть ритмом. Нужды нет - что мы, кино, что ли, снимать собрались, в натуре?

Внешкольная самодеятельность

В этих группах единомышленников, кочующих из картины в картину, удалось напрочь отменить понятие актерского профессионализма. Не в том дело, что люди "с улицы" не могут хорошо сыграть, - опять-таки в истории кино такое не раз случалось. Но экранный результат должен убеждать, что надо было снимать именно этого непрофессионала. В "Параграфе", кроме г-на Бахшиева с его унылым носом и еще более унылым голосом, на главную женскую роль поставлена Анастасия Сланевская, в миру - поп-певица Слава. В "Любви-моркови" соответствующую позицию занимает поп-певица Кристина Орбакайте.

Ничего не имею против певиц как таковых в качестве киноартисток. К примеру, Бьорк в "Танцующей в темноте" играет гениально. Во-первых, у нее оказались к этому психофизические и душевные способности. Во-вторых, конгениальный режиссер Ларс фон Триер их так полно проявил. Какая необходимость была снимать г-жу Сланевскую, которая обладает полутора интонациями и двумя выражениями лица, образующими практически единственную ее актерскую краску - грубость? Тайна сия велика есть.
В отношении Кристины Орбакайте такого вопроса не встает. Слава известна разве что парой занудных песен, где по сорок раз подряд повторяется "Голос мой простужен - ты мне очень нужен". Орбакайте - достаточно большая звезда в России, чтобы сделать кассу.

Славы я, уж простите, живьем не видел, зато на концерте Кристины Орбакайте быть довелось. Она весьма старательна, у нее все хорошо со вкусом, и, в общем, не к чему придраться. Кроме одного: ее можно поменять местами с любой девочкой из подтанцовки - и вы не заметите разницы. Со сцены в зал от нее не идет вообще никакой энергии. А ведь это главный, решающий критерий артистической одаренности.
Ровно то же самое можно засвидетельствовать и об этой самой "Моркови". Ладно бы Орбакайте провалилась, как умеет проваливаться Мадонна, тоже вообразившая, что ей надо сниматься в кино. Но ведь и провала нету - а просто никак.

Однако прелесть таких фильмов в том и состоит, что остальные играют не лучше. И помянутый Белый, актер Художественного театра, на сцене бывающий весьма интересным, в "Параграфе" немногим краше Славы. А новоявленная звезда Евгений Стычкин, изображающий в побочной сюжетной линии "Любви" доморощенного бандита, сбрендившего на "Крестном отце", так пыжится и шакалит, что думаешь: уж лучше бледная моль, чем назойливая муха.

Позорно, ничего не знача

Оба фильма, не сговариваясь, служат воспроизводству одного из главных мифов современного российского кинематографа. Миф этот называется "актер Гоша Куценко".
То есть формально, по диплому Школы-студии МХАТ, он актер. Юрий Куценко под своей нынешней панибратской кличкой прославился десять лет назад, когда вышел фильм Максима Пежемского по блестящему сценарию Константина Мурзенко "Мама не горюй". Там его брутальная фактура была использована умело и выразительно. После чего Куценко принялся тиражировать получившийся типаж в промышленных количествах. "Параграф 78" и "Любовь-морковь" со всей возможной наглядностью показали, что этот проект сдулся и этот типаж к эксплуатации категорически не годится.

В боевике в роли командира зондеркоманды он являет то длинный кривой нос, то жирный бритый загривок, передвигается лениво, в сознании собственной необыкновенной значительности, цедит реплики типа: "Прости, дорогая, мне пора". Этим актерская работа исчерпывается. В комедии вульгарно - не только не искусно, а вопиюще неумело - пытается изображать женщину в мужском обличье: любой средней руки характерный актер из любой приличной труппы сделает это много лучше. Ей-богу, когда читаешь про его "культовый" статус, "лицо Первого канала" и т.п., хочется вслед за Городничим вскричать: "Ну кто первый выпустил, что он ревизор?" Кстати, как Куценко играет Хлестакова в Театре Моссовета, не видел - говорят, ужасающе (хочется верить). Как он делает это в актерской карьере в целом - перед глазами.
Между прочим, "Параграф 78" и "Любовь-морковь" связывает еще одна тема. В первом героиня Сланевской, во втором - Орбакайте пытают персонажей Куценко насчет того, чтобы завести от него детей. А он - даром что такой представительный мужчина - как-то все увиливает. Есть нечто провиденциальное в том, что изготовители обоих фильмов прямо в них самих поставили себе диагноз - см. заголовок.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru