Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 15/12/2008

Лауреат мечтает о восстановлении Цхинвали в сталинском стиле

Хервиг ХЁЛЛЕР* // г. Грац (Австрия)

В отличие от 90-х, когда тогдашнее "актуальное" московское искусство мало сталкивалось как с новорусским капиталом, так и с ветвями государственной власти, ситуация на фоне становления "путинской стабильности" заметно изменилась.

Первой ласточкой перемен стало, безусловно, возбуждение в 1999 г. уголовного дела по ст. 282 УК ("Разжигание межрелигиозной розни") по факту проведения антиправославной акции известного художника Авдея Тер-Оганяна, который, продолжая оставаться под следствием, в итоге сбежал из России в Европу. С тех пор судебные разбирательства, связанные с деятельностью представителей московского искусства (чаще всего по этой же статье), стали регулярным явлением. Ныне на очереди — экс-директор Сахаровского музея Юрий Самодуров, а также известнейший куратор Андрей Ерофеев, которых в новом году с большой вероятностью ждет обвинительный приговор за проведение конкретной выставки.

Но одновременно с репрессиями на голову московских художников (правда, не всегда одних и тех же) обрушились нефтедоллары. Разбогатевшие столичные бизнесмены (и особенно их жены) стали проявлять устойчивый интерес к новейшему арт-рынку, благодаря чему он в последние года два-три встал с колен, а искусство в околоолигархической тусовке стало модным и престижным.

Интерес российских бизнесменов повлек за собой приход на московский художественный рынок и западных спонсоров. Так, "Дойче Банк" в 2007 г. совместно с журналом "АртХроника" учредил премию им. Кандинского. Речь идет о международном признании российского (по сути, московского) искусства за границей, причем "лучший художник года" получает солидные 40 000 евро (что больше соответствующей британской премии им. Тёрнера — 25 000 фунтов).

В прошлом году бывший акционист Анатолий Осмоловский за вполне абстрактно-эстетские работы получил первую премию Кандинского. Однако второе — опять роскошное — вручение премии, состоявшееся в прошлую среду, обернулось громким скандалом, последствия которого пока до конца неясны.

Сразу после публикации шорт-листа, в который входили (каждый с конкретными работами) бывший соц-артист Борис Орлов, левак Дмитрий Гутов и Алексей Беляев-Гинтовт, московские критики обратили настороженное внимание на творчество и личность последнего, который в итоге и стал победителем премии. "Позор!" — долго кричал на самой церемонии первый победитель Осмоловский.

Беляев-Гинтовт был номинирован за живописные работы "Родина-Дочь" и "Братья и сестры". Эти полотна явно отсылают к коллективистско-сталинской тематике. Так, на первой работе изображена толпа людей, которые все смотрят в одну сторону (возможно, на некоего Вождя). Традиционной постмодернистской иронии при этом нет. Беляева-Гинтовта считают представителем "новой серьезности". Питерский куратор Александр Боровский, который проголосовал за него, назвал московского художника продолжателем дела серьезных художников — Тимура Новикова и Сергея Курехина, бывших ключевыми фигурами петербургского искусства 90-х.

Так в чем же позор? А в том, что искусство Беляева-Гинтовта органично сочетается с его политической активностью. Здесь стоит напомнить, что Беляев-Гинтовт — один из ведущих активистов "Евразийского Союза Молодежи". Эта организация, которая работает на ультраправого "геополитика" Александра Дугина, известна своими имперскими фантазиями, которые в последнее время — при Путине — стали чуть ли не политическим мейнстримом. Сам Беляев-Гинтовт на "Портале сетевой войны" rossia3.ru воспевает свое героическое присутствие в Южной Осетии во время войны, мечтает о восстановлении Цхинвали в сталинском стиле и хочет выставляться в Киеве, Риге, Вильнюсе и Таллинне — "после освобождения". Плюс какие-то манифесты. В целом, эстетика и идеология Беляева, его дугинское евразийство с агрессивно-имперским уклоном очень похожи на то, что лет 70-80 назад именовалось "фашизмом". "Тайное, что называется, стало явным, — накануне вручения премии пессимистически комментировал московский критик Андрей Ковалев на сайте openspace.ru. — Стремительная фашизация правящего класса стала очевидной. Очень все похоже на 1933 год в Германии".

Правда, в самой Германии главный спонсор премии — "Дойче Банк" — пока удивительно спокойно относится к происходящему. По версии "Коммерсанта", представитель банка Фридхельм Хютте даже проголосовал за Беляева-Гинтовта. И на мой вопрос, как "Дойче Банк" оценивает итоги конкурса, спикер банка Клаус Винклер лаконично ответил, что приз отмечает, в первую очередь, конкретную художественную работу, а не личность или все творчество Беляева-Гинтовта.

Думаю, соседи России, которых художник хочет, скорее всего, "освободить" от их суверенитета, не так спокойно отнеслись бы к этой истории…

-----

* ХЁЛЛЕР Хервиг — обозреватель еженедельника Falter (Австрия), специально для "Дела".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru