Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 27/10/2008

Театр беспримесного текста

Сергей Князев

Независимый камерный театр "Русские ночи". Не слыхали о таком? Не удивительно: своего помещения нет, четыре спектакля за шестнадцать лет существования.

Меж тем, этот театр - обладатель Премии театральных критиков Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской Независимой театральной премии, лауреат фестиваля "Рождественский парад", участник многочисленных российских и международных фестивалей и конкурсов камерных и независимых театров и т.д.

В соответствующих кругах знают и основателей "Русских ночей" - Александра Маркова, превосходного актера, на которого театралы специально ходили в 80-е, и его жену, преподавательницу Театральной академии Валентину Белецкую, поставившую голос и сценическую речь многим из тех, кто нынче ходит в "звездах".

- Мы мечтали о своем театре, еще когда учились на курсе И.О. Горбачева в ЛГИТМиКе, - вспоминает Александр Владимирович. - Но в советское время это, понятно, было почти невозможно. В 1990-м, когда стало посвободнее, я ушел из Пушкинского театра, чтобы делать что-то свое. Приютил нас Музей Достоевского. Там и репетировали. Название театра отсылает к роману глубоко чтимого нами Владимира Федоровича Одоевского, где автор излагает принципы и философию "нового театра", очень близкие нам.

12 февраля 1992 года в Музее Достоевского состоялся премьерный показ спектакля по пьесе Льва Тимофеева "Москва. Моление о чаше". Этот день и считается днем рождения театра.

Лев Михайлович Тимофеев - известный ученый, специалист по теневым экономикам, диссидент, осужденный и сосланный в свое время в лагеря за исследование о советском сельском хозяйстве "Технология черного рынка, или Крестьянское искусство голодать" (опубликованное на Западе), один из последних политзаключенных Советского Союза. Пьеса (удостоенная литературной премии им. Вл. Даля в Париже) для двух актеров - произведение, в общем, автобиографическое - о жизни инакомыслящего накануне ареста.

- Сделав макет оформления спектакля, мы отправились в Москву знакомиться с автором, просить разрешения на постановку, - говорит А.В. Марков, - и, видимо, понравились ему, потому что разрешил он постановку практически сразу.

Интересно, что больше Лев Тимофеев разрешения на постановку никому так и не дал - несмотря на обилие предложений, в том числе из-за рубежа (пьеса была переведена на европейские языки).

С этого и началась международная известность театра "Русские ночи". Спектакль удостоился многих театральных наград, был показан в 17 городах России, с успехом прошел в Эстонии, на Украине, в Германии.

Следующий спектакль поставлен Александром Марковым на французском языке - французские актеры Алан Куани и Жан-Марк Мори представили V главу романа "Братья Карамазовы" "Pro et contra" - ту самую, где рассказывается "Легенда о великом инквизиторе". Премьера также прошла в Музее Достоевского, позже спектакль был перенесен во Францию.

В прошлом году в Лондоне и на Эдинбургском театральном фестивале театр представил инсценировку "Неточки Незвановой" (режиссеры А. Марков и В. Белецкая) с Верой Филатовой - английской актрисой украинского происхождения. Британская пресса приняла спектакль восторженно.

- Мы пытаемся двигаться в сторону так называемого "чистого исполнения", - излагает свое кредо Александр Марков, - это попытка исполнить текст, данный нам автором, на его же - текста - основаниях, и более ничего. Мы хотим показать, что "филологический театр", на который - не называя его так, ориентировались замечательные русские актеры XIX века: Щепкин, Мартынов, - имеет не меньшее право на существование, чем "психологический". В такой манере работали замечательные русские актеры - Петр Лобода и Михаил Бушнов, у которых мы учились в Ростове. Нам кажется принципиально важным не привносить в исполнение собственной концепции, собственного опыта. Любое понимание интерпретирует текст, но все-таки существуют пути к произведению, на которых утраты минимальны.

В полном соответствии с принципами "чистого исполнения" был сделан спектакль "Стихи", отмечающий в этом году свое десятилетие. Подчеркнуто скромное, неброское название призвано продемонстрировать внимание Александра Маркова и Валентины Белецкой к содержанию художественных произведений, к идее, что смысл текста важнее внешних эффектов. Спектакль был показан в Лондоне, Оксфорде и Кембридже в рамках фестиваля русской культуры "Русские ночи". В основе драматургии - 35 произведений (очень разных и не самых известных): Цветаевой, Льва Тимофеева, Бродского, Гоголя (!), Пушкина, Маяковского, Владимира Маркова...

В последние несколько лет при театре работает Школа искусства театра, где занимаются молодые актеры из нескольких европейских стран. С каждым годом их становится все больше.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru