Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 27/10/2008

С кем вы, мастера культуры? // Борис Стругацкий // Патриот не калечит свою совесть

Николай КУДИН

В облике современной России все больше заметны черты фантастических миров, описанных братьями Стругацкими. О том, каким ему видится нынешний этап развития российского общества и государства, "Делу" рассказал Борис СТРУГАЦКИЙ.

- Культурное сообщество РФ все чаще предстает расколотым не по стилевым или жанровым, а по идеологическим принципам. С чем это, на Ваш взгляд, связано? Действительно ли в России писатель - больше, чем литератор, и наделен ответственностью перед обществом, которая выходит за рамки сугубо текста?

- Это довольно специфическое положение дел ("поэт больше, чем поэт") возникает тогда, когда в обществе реально существует оппозиция к власти. А поскольку в России оппозиция к власти (скрытая, как правило) существует традиционно всегда, литератор (если он вообще думает на эти темы), даже помимо своей воли, оказывается ответственен перед обществом. Впрочем, писать от этого он лучше не станет...

А что касается раскола культурного сообщества, то он был всегда: "европоцентристы", "славянофилы" и "государственники" (приверженцы официальной идеологии). К "гражданской активности" этот раскол не имел никакого отношения. Это было некое "постоянное состояние умов", изначальное происхождение которого я объяснить не берусь. Приверженцы "чистого искусства" тоже встречались, но они всегда были редки.

- Как в связи с этим Вы оцениваете обращение учредителей и участников регионального общественного фонда содействия развитию культуры "Мир Кавказа" к деятелям культуры, в котором говорилось, что "региональная война, развязанная марионеточным режимом Михаила Саакашвили против населения Южной Осетии, есть не что иное, как начало необъявленной войны, которую США и их европейские союзники развязали против России", и Грузия "служит орудием в руках новой "империи зла""?

- Это, безусловно, выглядит как рецидив самых гнилых и подлых традиций советских времен. Чем бы на самом деле ни руководствовались "подписанты", воспринимается это как акт некоей сервильности и верноподданичества. При этом я вполне допускаю, что некоторые из подписавших искренне выражали свое мнение, но выглядело-то все в духе известной формулы: "Легко и приятно говорить правду в лицо своему государю!" В подобных ситуациях, мне кажется, художник должен руководствоваться не политической целесообразностью и даже не своими политическими убеждениями, а лишь здравым смыслом и милосердием.

- Как Вы относитесь к утверждению, что истинный патриот, несмотря на личные соображения, должен поддерживать свою Родину в случае войны, вне зависимости от того, справедлива она или нет?

- Истинный патриот (да и любой человек вообще) должен действовать - всегда! - так, чтобы не калечить свою совесть. Тут вся сложность в том, что есть Родина, и есть Власть. Для приличного человека это не одно и то же. Салтыков-Щедрин по этому поводу ядовито рекомендовал не путать понятия "Отечество" и "его превосходительство". Ловушка в том и состоит, что Власть, как правило, чрезвычайно умело норовит отождествить себя с Родиной, и надо быть очень внимательным, чтобы не попадать в эту ловушку. Особенно если учесть, что лучше всего это превращение себя в Родину получается как раз у Власти дурной, корыстной, бесчестной.

- Вы недавно заявили, что утратили последние надежды на "медведевскую оттепель"...

- Явное возобновление холодной войны с Западом, горячая война на Кавказе, а теперь еще и экономический кризис - все это мало способствует оттепели, в то время как завинчивание гаек напрашивается как бы само собой. Другое дело, что надвинувшийся кризис и резкое падение цен на нефть поставят общество и, в первую очередь, Власть перед серьезным выбором: либо попытаться скрутить страну в баранку, привести ее опять "в изумление", беззаветно окунуться в брежневско-андроповское прошлое и ждать очередной перестройки-перетряски-перестрелки (мы все это уже проходили и еще помним, каково это бывает); либо все-таки решиться, наконец, на долгожданные реформы - дать реальную свободу бизнесу, обуздать бюрократию (лишить ее права "разрешать и вязать"), прекратить вмешательство в экономику Государства, оставив за ним только право (и обязанность!) "тонкой настройки" экономических процессов. Может, между прочим, получится: мы уже худо-бедно закончили начальную школу Рынка, пора переходить в следующий класс.

- В Ваших с братом ранних романах основным двигателем развития человечества становился технический прогресс и персонажами владел бесконечный энтузиазм, связанный с полетами в иные пространства и т.п. Можно ли в действительности найти ту идею, которая смогла бы объединить людей если не всего мира, то хотя бы одной России?

- Идеи не находят - они НАХОДЯТСЯ. Сами собой. Вырастают из недр миллионных масс, образуя ту Равнодействующую Миллионов Воль, которая, по словам Л. Толстого, и есть ход истории. Можно сколько угодно изощряться, придумывая красивые, и страшные, и грозные, и многообещающие идеи ДЛЯ ВСЕХ, но работать они не будут, ибо не совпадают с направлением Равнодействующей, которая уже есть, которая есть всегда, но суть которой мало кто улавливает и, наверное, вообще никто не способен сколько-нибудь исчерпывающе сформулировать.

- Многие сходятся в оценке "Хищных вещей века" как пророческой повести. В чем причины того, что Россия обреченно пришла к этой много лет назад описанной Вами формуле существования? В какой момент она приняла роковое неверное решение и был ли шанс избежать этого?

- Я вовсе не считаю, что путь "хищных вещей" есть результат какого-то "рокового неверного решения"! Наоборот! Это и есть пресловутая "торная дорога цивилизации". Мы сейчас находимся лишь в самом начале этой дороги и все время норовим вернуться и снова нырнуть в знакомый тупичок, из которого с таким трудом только что выбрались.

- Означает ли это, что цивилизация уверенно шествует по пути безыдейного консюмеризма, а Россия противопоставляет этому "тоталитарный тупичок"? Существует ли третий вариант?

- Именно так: путь цивилизации (направление Равнодействующей) сегодня и есть то, что Вы называете "путем безыдейного консюмеризма", а я называю движением в сторону Общества Потребления - прямиком в объятия Мира "Хищных вещей века". Россия склонна вернуться в привычный уютный тоталитарный тупичок, но это у нее, скорее всего, не получится: Равнодействующая - везде Равнодействующая, в том числе и в России. Только времени ей понадобится больше, и глупостей будет наделано больше, и, не дай Бог, кровушки будет больше пролито - в уплату за отклонения от естественного пути. (Это, кстати, наивероятнейшая судьба любого "третьего" варианта).

- И который из созданных в Ваших романах миров более остальных напоминает нынешнюю Россию?

- Наверное, государство Саракш из "Обитаемого острова". Страна, проигравшая войну, но сохранившая имперский дух. Страна, покрытая башнями ТВ-ретрансляторов. Страна бедная, традиционно авторитарная. Плюс инфляция, разумеется.

- Что же выполняет роль тех башен, на которых держался авторитарный режим Саракша?

- Мощный постфеодальный менталитет широчайших масс - вот та реальная база, на которой снова и снова строится в РФ авторитаризм, а, в соответствии с этим менталитетом, высокое начальство всегда право. И чем выше оно сидит, тем делается правее. А если что не так - "бояре виноваты". Этому менталитету добрых 500 лет, мы от него не скоро избавимся, и еще долго он будет составлять нержавеющий стержень нашей Равнодействующей.

"Одна идея, один враг, один вождь" - что из этого стандартного набора можно построить, кроме авторитарного государства? А носители другого набора редки, разобщены, не уверены в себе. Нам нужны два поколения, свободных от пропаганды и практики авторитаризма, - только так может появиться Новая России. Да только где их взять, эти два поколения?

- Какова роль т.н. либеральной оппозиции в нашем Саракше? Что мешает ей получить полноценную поддержку в обществе?

- Об этом столько написано - и либералами, и антилибералами, и объективными политологами, - что добавить мне здесь абсолютно нечего. Либералы, как известно, исповедуют идею: свобода-демократия рано или поздно превращается в колбасу. И народу эта несложная мысль поначалу понравилась. Но очень скоро выяснилось, что до свободы-демократии надо еще добраться, а путь тяжелый - через обесценение денег, через сворачивание военного производства, через взрыв безработицы и дороговизны, - и народ в либералах разочаровался. Теперь им придется начинать все сначала, в том числе создавать новую партию с новыми лидерами. Лично я всех их очень уважаю и ценю - и Чубайса, и Гайдара, и Хакамаду, и Немцова, и молодого Рыжкова, и, конечно, Каспарова, но, боюсь, новую либеральную партию создавать теперь уже не им. Народ не любит политиков-неудачников. Не важно, по какой причине ты сошел с лыжни, но если сошел, гонка для тебя закончена, ищи себе другое занятие.

- В одном из интервью Вы противопоставили понятие "великой державы" справедливому и счастливому государству. Означает ли это, что путь к демократии в России лежит через демонтаж имперской системы и сознания?

- Имперское сознание - это важный (может быть, важнейший) элемент нашего постфеодального менталитета. В век всеобщей глобализации и все ускоряющегося прогресса такое сознание выглядит особенно варварским пережитком. На пути демократизации имперские замашки могут работать только как экономические и социальные тормоза. Либо мы от них избавимся, либо опять застрянем в прошлом.

- Отказаться от имперского сознания - значит, отказаться от амбиций ведущего игрока на международной арене. Может ли РФ позволить себе это?

- Россия ДОЛЖНА позволить себе это. Иначе так и будем сидеть в тоталитарном тупике - Буркина-Фасо с ядерными ракетами.

- Что может изменить ситуацию к лучшему в условиях, когда не приходится надеяться на добрую волю власти?

- "Изменение ситуации" порождается только изменением ситуации - социальной катастрофой, глубоким кризисом, серьезным (не дай Бог) военным поражением. Например, тот кризис, который разразился сейчас, вполне способен "изменить ситуацию". Только в какую сторону - вот вопрос. В сторону закручивания гаек или очередной оттепели? Скоро узнаем.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru