Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 13/10/2008

Платное образование // Башня из песка...

Андрей БОГЕН // Гамбург

На площадке Livejournal в рамках он-лайн пресс-конференции директор департамента образовательной политики минобразнауки Игорь Реморенко ответил на вопросы, возникшие у многих людей в связи с разработкой модели "Российское образование-2020".

Одной из наиболее острых тем, взволновавших граждан, стала грядущая коммерциализация образования. В упомянутой "модели" о ней сказано весьма многоообещающе: "планируется... перевод значительной части учебных заведений в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования".

Ответы чиновника были обтекаемы. Однако понять, что в реальности ждет российскую систему образования, можно. Для этого стоит обратиться к опыту развитых стран, уже вставших на путь возвращения образования, бывшего до сих пор бесплатным, на коммерческие рельсы. Вот как выглядит ситуация в Германии.

Издержки безденежья

Сегодня, когда вы входите в любое из зданий Гамбургского университета, сразу бросается в глаза слово "бойкот". Его можно увидеть на лозунгах и плакатах, развешанных в коридорах и холлах, на стенах туалетов и лифтов, на значках и нашивках на одежде студентов и даже в виде татуировок на обнаженных частях тела девушек и молодых людей. Речь идет о призыве бойкотировать плату за обучение, т.н. гебюры, которые постепенно вводятся в различных землях ФРГ. Разумеется, дело не ограничивается призывами: демонстрации, забастовки, захваты аудиторий стали традицией в немецких вузах. Но дело не только в гебюрах как таковых. Фактически они превратились в символ ненавистной многим политики маркетизации и неолиберализации немецкой высшей школы, которую уже давно пытаются проводить в ФРГ...

Система высшего образования в Германии всегда считалась одной из самых свободных в мире. Основы ее были заложены еще в начале XIX в., а главный принцип сформулирован Александром и Вильгельмом Гумбольдтами как единство "исследования и преподавания", свободное от чисто утилитарных целей. При этом высшее образование в Германии было бесплатным, что соответствовало зафиксированной в Конституции идее социального государства.

Проблемы заявили о себе в середине 90-х гг., вскоре после объединения Германии. В чисто профессиональном плане немецкие университеты стали обнаруживать явные признаки застоя, перестав входить в международные списки наиболее престижных учебных заведений, а цена их дипломов на мировом рынке рабочих мест начала стремительно падать. Аудитории оказались переполненными, инфраструктура - устаревшей и изношенной. Критики стали обвинять немецкую систему образования в отрыве от практики и подчеркивать такие негативные показатели, как огромное число "вечных студентов" и высокий процент тех, кто прерывает обучение, так и не закончив вуз. "Наши университеты прогнили в своей сердцевине", - резюмировал видный политик СДПГ Петер Глотц, и его слова стали призывом к реформам, однако каждый понимал эти реформы по-своему.

Например, с точки зрения очень многих студентов, одной из главных проблем, мешающих им качественно учиться, является их денежная необеспеченность, которую не компенсирует даже бесплатность образования. Это особенно актуально, если учесть, что гимназию в Германии заканчивают в 18-19 лет, и, следовательно, только в 19-20 поступают на первый курс вуза. Средний возраст студентов - лет 25-26, что имеет некоторые преимущества, но и создает специфику материальных потребностей. Разумеется, можно получать стипендию. Кроме того, в ФРГ существует программа поддержки студентов, но эти деньги обычно составляют около 500 евро в месяц, что явно недостаточно. Поэтому почти все студенты работают, часто полную рабочую неделю, а учатся в свободное от работы время. Понятно, что это растягивает срок обучения, и встретить в немецком вузе студента старше 30, а порой даже и 40 - вещь обычная. Ясно и то, что введение гебюров должно было обернуться для большинства студентов катастрофой.

В то же время с самого начала было понятно: денег, полученных за счет введения этой системы, явно недостаточно, чтобы решить все вузовские проблемы.
Возникает вопрос: зачем вообще понадобилось устанавливать плату за обучение и какие цели эта мера преследует? На этот вопрос инициаторы реформы отвечают так: плата за обучение - лишь одна из многих мер, принимаемых в последние годы с целью приблизить немецкую систему высшего образования к условиям современного рынка. Противники же говорят о примитивной прагматизации образования, выхолащивании творческого духа и, в конечном счете, о политических целях: ограничении свободы личности и сломе социального государства.

Впрочем, какими бы ни были интерпретации и оценки, налицо факт: существенным толчком к введению системы гебюров стало подключение ФРГ к т.н. Болонскому процессу.

Волчьи ямы Болонского процесса

Напомню, 19 июня 1999 г. в Болонье представители 29 государств приняли соглашение, положившее начало т.н. Болонскому процессу. Сейчас в него вовлечены 46 стран (включая РФ). Цель - унификация высшего образования на международном уровне и приведение к единому стандарту. Все вроде бы замечательно, но, как вскоре выяснилось, перестройка высшей школы по Болонской системе таит немало противоречий. И как раз на примере ФРГ эти противоречия особенно очевидны.
Замена традиционной модели вузовского обучения (которая продолжалась 5-6 лет и заканчивалась получением степени магистра) на двухступенчатую (3 и 2 года) с соответствующими степенями бакалавра и мастера обернулась серьезными проблемами. Прежде всего непонятно, какую ценность для "современного рынка" представляют специалисты, проучившиеся всего три года, и куда их теперь девать. Непонятно также, как должно быть построено обучение студентов второй, высшей, ступени и по каким критериям следует их отбирать. Выяснилось, что теперь необходимо большее количество аудиторий (и без того переполненных) и преподавателей (которых и без того не хватает). Но самое главное, учеба в университете из интересного времяпрепровождения превратилась в жестокую и часто бессмысленную гонку за информацией.

Вот как описывает свою жизнь 22-летний студент Европейского университета во Франкфурте-на-Одере Кристиан Нитше: "Флиртовать с девушками? Было бы здорово, но даже летом, в 30-градусную жару я должен зубрить в библиотеке. Сидеть с друзьями в баре или кафе? Интересно, когда? Учебный план составляет 50 часов в неделю. Путешествовать на каникулах автостопом по Южной Америке? С разбегу! В последние каникулы у меня было только четыре свободных дня, чтобы съездить домой к родителям". "Речь идет теперь не об образовании, а о выучивании", - резюмирует Имке Бус, представитель Свободного объединения немецких студентов.
Но не только студенты недовольны новыми условиями. "Новая модель означает тупое обучение в шорах, которое исключает взгляды вправо или влево", - говорит президент Союза немецкой высшей школы профессор Бернард Кемпен. "Вместо башни из слоновой кости мы получили башню из песка", - так оценивает суть болонской реформы известный социальный психолог из Мюнхена Хайнер Койп. "Все это просто катастрофа", - подводит итог профессор философии и министр культуры ФРГ в 2001-2007 гг. Юлиан Нида-Рюмелин.

Гебюрократия

В условиях массового недовольства Болонским процессом "реформаторы" (главным образом из ХДС) обратились к ряду новаций, ключевым из которых стало введение платы за обучение. Этот ход позволяет сразу "убить двух зайцев". Во-первых, гебюры призваны сократить число студентов (а значит, и объем порождаемых ими проблем). Во-вторых, сделать студентов более лояльными реформируемой системе вузовского образования: сама плата за обучение означает покупку предложенного "пакета образовательных услуг" и, следовательно, априорное согласие с его качеством. К слову, за введение гебюров еще в 90-е гг. активно ратовали баварский министр по науке и образованию Томас Гоппель (ХСС), его коллега из Баден-Вюртемберга Петер Франкенберг (ХДС) и особенно председатель Союза немецких промышленников Ханс-Олаф Хенкель. Против выступали, в первую очередь, представители студенческих объединений, Зеленые и социал-демократы (особенно в преддверии выборов 1998 г.). По мнению критиков, основная цель гебюров изначально заключалась в том, чтобы отсечь от высшего образования выходцев из малообеспеченных семей и иностранцев.

В 1997 г. планы введения гебюров были остановлены волной студенческих забастовок, а после прихода к власти "красно-зеленых" этот вопрос на какое-то время отпал.
Но когда ХДС постепенно пришел к власти в большинстве немецких земель, а в 2005 г. и к власти на федеральном уровне, план введения гебюров был возрожден и приобрел новых активных сторонников. В январе 2005 г. Конституционный суд ФРГ отменил запрет на введение платы за обучение и отнес вопрос о ней к компетенции федеральных земель.

С тех пор 7 федеральных земель (Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Бавария, Гессен, Гамбург, Саарланд и Баден-Вюртемберг) приняли решение о введении гебюров. Плата составляет от 375 до 500 евро за семестр. При определенных условиях студент может быть от нее освобожден, но эти условия сложны и в каждой из земель различны. В ряде земель руководство университетов обязано публично объявлять, на какие именно цели оно расходует полученные средства. Для тысяч студентов, вынужденных покинуть университеты и другие вузы ФРГ, это является слабым утешением.

Студенты не сдаются

Студенческий союз против платы за обучение (АВS), возникший в 1999 г., сегодня превратился в мощную политическую организацию, объединящую около 300 организаций, представляющих 1,7 млн. студентов. ABS ассоциирован с профсоюзом преподавателей и рядом молодежных политических организаций, выпускает ряд печатных изданий, ведет активную работу в интернете.
Сегодня борьба с гебюрами стала неотъемлемой частью немецкой молодежной и политической культуры. Основной ее смысл - убедить общество и власти, что государства и правительства не должны реализовывать свои дорогостоящие и не до конца продуманные "глобалистские" планы самым "простым" способом - за счет ущемления прав "рядовых граждан".

Пока главными практическими результатами борьбы с гебюрами стали их фактическая (хотя и неокончательная) отмена в Гессене и переструктурирование порядка их выплаты в Гамбурге, решение о котором недавно приняло новое коалиционное правительство (ХДС/Зеленые). Однако борьба лишь вступает в самую активную фазу.
В конце октября канцлер ФРГ Ангела Меркель должна встретиться в Дрездене с министрами науки и образования федеральных земель и обсудить проблемы высшей школы. Противники реформ готовят к этой встрече новые акции.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru