|
Прибежище новых умных
Самуил ЛУРЬЕ
По-моему, это самое главное из того, что реально случилось в т.н. культурной жизни нашей т.н. Пальмиры: что возник, существует и не сдается этот журнал. Яркий без пошлости, современный без рекламы барахла, серьезный без привкуса бумажной пыли.
Неужели это возможно? Разве интеллигент - не синоним инвалида? Что же получается - еще и не дожив до пенсии, люди чувствуют потребность отличать ценности от фуфла? И можно, значит, попытаться таких людей объединить. Для чего сконструировать, например, печатный орган. Не как денежно-стиральную машину с мусоропроводом и не по чертежу старинного сундука. А так собрать тексты, чтобы получился супертекст. В котором те, кому есть что сказать, говорили бы исключительно про то, о чем стоит говорить.
И вот один молодой человек - Арсений Шмарцев - придумал такой журнал. Назвал - "Прочтение". И стал издавать.
- Расскажите, пожалуйста, Арсений, - когда и зачем?
- Проект возник примерно два с половиной года назад. Изначально была идея рассказать о новых книжках - интересных с нашей, редакционной, точки зрения. Мы посмотрели кругом: "Питербук" ушел в сеть, "Книжная витрина" и "Книжное обозрение" никому не видны, буквоедовская газета-журнал прекратила свое существование. Да и вообще, все эти издания были достаточно скучными. Мы подумали, что если начать рассказывать о книжках живым человеческим языком и быть при этом независимым изданием, не связанным с издательствами и книжными сетями, то это будет многим интересно. Кроме того, мы с самого начала пытались сделать журнал культурным пространством: книжки, кино, музыка, какие-то "размышления в сторону".
- А "мы" - это кто? Каков был первоначальный состав творческой группы? Какие изменения произошли в журнале с момента выхода первого издания?
- Мы - группа энтузиастов. Но реально из тех, кто начинал, почти никого не осталось. Дело в том, что любой проект, который делается с нуля, требует немыслимого вложения сил - прежде всего интеллектуальных. Ну, и время, конечно, отнимает почти все, что есть в сутках. Люди, которые участвовали на первом этапе, много сделали для "Прочтения", но не смогли отдать ему все свои силы. Да еще и сам журнал, как я думаю, постоянно рос. Сначала были только рецензии на книги плюс тема номера, обязательно литературная: рассуждения всякие, круглые столы. Потом стали биться за рубрики - "Общество", "Путешествия", "Музыка", "Интернет", с как можно более широкой подачей. Тираж подрос - начинали-то вообще с 1000 экземпляров. Появились новые интересные люди - Андрей Степанов, например. Думаю, Лев Данилкин "курит в сторонке".
- Общая идея "Прочтения" звучит как "популярный рассказ о серьезных вещах". В первую очередь, это касается, конечно, литературы и книг. А есть ли какие-то политические предпочтения или, наоборот, темы, которых журнал никогда не касался и не коснется?
- Наш журнал - "общественно-культурный", а не "общественно-политический". Это мы сами выдумали, такого сегмента журналов нет. Любые политические темы в журнале выражают, скорее, гражданскую позицию пишущего (или редакции). Наш журнал - больше о каких-то мировоззренческих вещах.
- Практический вопрос: где можно купить "Прочтение"?
- Видите книжный магазин - заходите и спрашивайте "Прочтение". Его можно найти во многих клубах. Сейчас договариваемся с распространителями прессы, чтобы нас пустили в сети.
Как видите, Арсений Шмарцев просто нечеловечески нечестолюбив. Все "мы" да "мы". Категорически не желает быть главным редактором. Ищет на эту должность сильного профессионала. Вроде бы нашел - действительно очень сильного. Дело в том, что с некоторых пор в Санкт-Петербурге поселился Вячеслав Курицын - критик, публицист, прозаик. Он печатает в "Прочтении" блестящие тексты, участвует в составлении номеров и вообще - симпатизирует. Не правда ли, Вячеслав Николаевич?
Вячеслав Курицын:
- В последние годы с журналистикой у нас не все ладно. Подавляющее число СМИ лояльно руководству страны, а мероприятия по сооружению "вертикали власти" естественным образом поуменьшили гражданских свобод. Причем журналистов это тоже устраивает: денег в стране много, рекламных бюджетов полно, политических тоже хватает, общественная атмосфера к резким движениям не располагает (сейчас довольно много людей живут хорошо, а те, что живут скромно, генетически привыкли не "высовываться" и радоваться, например, победам "Зенита"). В результате "поляна" ровная, СМИ превратились в рекламоносители. Газеты еще некоторые стараются, а контент журналов - это просто заполнение пауз между рекламными полосами.
На этом фоне "Прочтение" мне сразу показалось весьма симпатичным: попытка неформатного журнала в море разлинованного формата, серьезные темы, которые - я уверен - интересны гораздо большему числу людей, чем принято думать.
К тому же и время меняется. И новое царство - это все же новое царство, и, похоже, в обществе назрели изменения. Есть ощущение, что новая эпоха не за горами. И сейчас как раз естественно появляться новым начинаниям.
Что до идеологии "Прочтения" - я ее определяю как просветительскую, хотя Арсению это слово не нравится. Можно назвать ее культуртрегерской. Нас интересуют люди, которые хотят что-то делать и думать и не всегда имеют для этого площадки. Возможно, "Прочтение" станет рупором этих людей.
|
|
Догорает ли эпоха? "Кризис наступил, однако это лишь начало.
Модель села на мель Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Некромент, или Смертельное танго Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Пиар, кризис и бла-бла-бла Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
"Это было летом" В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Хорошо воспитанный старый мальчик Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Письма из Германии // Константа Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось… Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Никита Белых // Россия не доверяет демократам Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
|
|
|