Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 22/9/2008

Расплата за полет

Ольга ПОЛИЩУК

По данным Всемирного фонда безопасности полетов, в мире с января по август в авиакатастрофах погибли 422 человека. 15 сентября к этому черному списку добавились 88 человек, разбившихся в Перми.

Вся прошлая неделя была посвящена бурному обсуждению версий аварии в Перми. Но когда выяснилось, что двигатели работали до конца и, значит, причиной трагедии, скорее всего, стал "человеческий фактор", многие эксперты отказались что-либо комментировать...

Пермская трагедия явилась, быть может, самым ярким симптомом тревожного положения, в котором оказалась российская гражданская авиация: ее давно лихорадит от немыслимо задранных цен на авиатопливо, неплатежеспособности целого ряда авиакомпаний (последняя по времени жертва - компания AirUnion), изношенности машин, перманентного процесса монополизации этой сферы и, как следствие, снижения качества обслуживания пассажиров.

О проблемах гражданской авиации РФ рассуждает зав. отделом центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр ПИКАЕВ.

- Проблем в гражданской авиации более чем достаточно. Во-первых, несмотря на все попытки арендовать или взять в лизинг западные самолеты, до сих пор большинство машин, летающих в РФ, произведены еще в СССР, и со временем их качество, естественно, не улучшается. Западные самолеты в лизинг тоже берутся не всегда хорошие. Были проблемы и с запчастями, что приводило к росту аварий.

Во-вторых, российские летные училища выпускают недостаточное количество молодежи, чтобы заменить тех, кто будет уходить на пенсию. В-третьих, сказываются высокие цены на топливо. Это приводит к тому, что авиакомпании стремятся экономить на всем, в том числе на мерах безопасности.

- В начале сентября премьер-министр Владимир Путин сообщил, что за весь 2007 г. в РФ были построены всего 6 самолетов. Может быть, настало время поставить на отечественном авиапроме крест?

- Авиакомпаниям, конечно, удобно брать в лизинг западные самолеты: они более надежны, требуют меньше ремонта (если, конечно, берутся не у третьих стран).

Однако российская авиапромышленность - одна из отраслей промышленности, которая в советские времена была высокодоходна. Плюс рабочие места: закройте производство - и в промышленных центрах начнется безработица. Конечно, выпускать 6 самолетов в год нерентабельно. Но как преодолеть провал, пока неясно.

- С чем связана нехватка квалифицированных летчиков?

- Во-первых, не хватает учебных заведений. Во-вторых, нужны новые технические средства обучения, современные тренажеры (их недостаточно). В-третьих, в условиях нехватки кадров остро стоит проблема дисциплины среди летного состава. Летчики зачастую не выполняют обязательные нормы.

- Но ведь и компании порой заключают с летчиками договоры в обход общих норм...

- Такие договоры абсолютно неправомерны, это грубейшее нарушение норм безопасности. Гибель под Луганском самолета Анапа - Петербург была связана с тем, что пилоты хотели пролететь над грозовым облаком на высоте, которую самолет не выдержал, вместо того чтобы его облететь. Обход потребовал бы большего расхода топлива, что компании бы не понравилось. В результате - крушение.
Те, кто требует подобных договоров от летчиков, как и сами летчики, должны привлекаться к ответственности. В принципе, все это можно подвести под статью об "умышленном убийстве". Но этого не делают - нет надзора со стороны правоохранительных органов.

- А были случаи, когда компании наказывались?

- Вспомните вопиющие случаи под Луганском и Сочи. Никакого наказания авиакомпании не понесли. Списывается все на пилотов, которые погибли, - это обычная практика для российской авиации...

- Наконец, проблема цены на авиатопливо: почему она в РФ так высока?

- Причина - недостаточная конкуренция. Практически в каждом аэропорту существует монополизация на заправку топливом. В таких условиях цены устанавливаются исходя не из издержек, а из "своих соображений". Повышаются издержки и в результате сильной инфляции, а государство недостаточно контролирует данную ситуацию.

- После пермской трагедии изменится ли отношение к "Аэрофлоту"?

- "Аэрофлот" - одна из самых надежных авиакомпаний на мировом рынке. И именно то, что трагедия произошла с самолетом "Аэрофлота", а эмблему показали все крупные каналы мира, грозит национальному перевозчику существенной потерей продаж билетов. Не случайно здесь так открещиваются от "Аэрофлот-Норда". Я считаю, что компании стоит более ответственно подходить к вопросу внутреннего рынка, поскольку меры безопасности должны быть одинаковыми как на международных рейсах, так и внутри страны.

Комментарий // Рафаил АПТУКОВ, вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов"

- Проблемы гражданской авиации в России сейчас в ходе проверки изучает ИКАО (Международная организация гражданской авиации при ООН). Комиссия состоит из иностранных экспертов. Они смотрят, как внедряются в стране международные стандарты и правила. А у нас они не очень хорошо внедряются, так как 70 лет мы следовали собственным путем и своим правилам. ЕС применяет так называемую программу SAFA (обеспечение безопасности полетов иностранных судов в европейские страны). Прилетает самолет, и инспекторская проверка изучает его соответствие международным стандартам. Если замечания есть, то говорят: "Пока не исправите - к нам не прилетайте".
Многие наши компании получили предупреждения. Уже есть черный список для тех, кому запрещены взлет и посадка в аэропортах ЕС. Но, слава Богу, российских компаний пока там нет.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru