Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 22/9/2008

Письма из Израиля // Иерусалимский тупик // Ценностный выбор арабского мира

Илья ВАСИЛЬЕВ

80 лет назад - в Судный день 1928 г. - арабы разрушили перегородку, разделявшую молящихся мужчин и женщин у Стены Плача. Вскоре начались еврейские погромы...

"Соломоново" решение

Отряды еврейской самообороны встретили погромщиков с оружием в руках. В результате столкновений между евреями и арабами были убиты 220 человек. Англичане, управлявшие тогда Палестиной, смогли восстановить спокойствие, лишь прибегнув к помощи таких необычных в ту пору средств, как бронеавтомобили и самолеты.

После этого проблемами Стены Плача занялась международная комиссия Лиги наций. Летом 1931 г. комиссия постановила, что мусульмане обладают "непререкаемым" правом на Западную стену, однако, мол, и евреи имеют такое же право молиться там. Официальные еврейские учреждения подмандатной Палестины, не желая конфронтации ни с арабами, ни с англичанами, признали "соломоново" решение комиссии, арабские же лидеры - отвергли.

Данный эпизод прекрасно характеризует сложившийся уже в первой трети XX века подход мусульманского мира к проблеме "мирного сосуществования" на Святой Земле двух народов и - шире - двух цивилизаций: магометанской и иудео-греко-христианской. Корни этого деструктивного подхода следует искать в событиях, связанных с распадом Османской империи.

Энергия распада

Впрочем, обо всем по порядку. После захвата в 1517 г. Египта (а заодно и Иерусалима) Османская империя стала новым геополитическим воплощением исламского мира, его "политической фигурой". Географически турки почти восстановили границы первоначального Арабского халифата, и в глазах подданных османские султаны стали наследниками багдадских халифов, носителями их ценностей, хранителями зеленого знамени ислама. Однако в империи, в отличие от арабского прообраза, административная "вертикаль" - формально исламская - вполне терпимо относилась к религиозным и этническим особенностям народов и культур, попавших под ее власть.

Долгое время - почти четыре столетия - одной из таких "этнических" особенностей (хотя и очень весомой) были арабы. Единство веры удерживало их от выступлений против османских султанов, потому что они чувствовали себя, условно говоря, полноправными подданными возродившегося халифата.
Ситуация изменилась с развитием политического кризиса, охватившего империю в начале прошлого века, т.е. с приходом к власти "младотурок". Эти реформаторы - идеологические предтечи Ататюрка (отца турок) - пытались провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Одной из основ их идеологии был турецкий национализм светского толка. Революция младотурок в 1908 г. ослабила позиции султана - традиционного "отца народов" и "фокуса" лояльности. А попытка подчеркнуть значимость турецкого фактора в условиях империи не могла не нарушить сложившегося между турками и арабами равновесия. Тут-то и проявился национализм арабский...

Итак, в целом четыреста лет существования Османской империи характеризуются терпимостью и толерантностью по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам. В частности, достаточно гуманно власти относились к христианам и евреям. В процессе же распада империи высвободился огромный запас разрушительной энергии, приведшей к взрыву национализма. Турецкий след этого взрыва - трагические события геноцида армян. В арабских осколках империи выброс упомянутой энергии и вовсе не оставил от "терпимости и толерантности" камня на камне.

Свобода погрома

После окончания Первой мировой войны арабские земли Османской империи распределились следующим образом: под контроль Франции отошла территория в границах (приблизительно) современных Сирии и Ливана, а в ведение Англии - Египет, Саудовская Аравия, Ирак, Иордания, Израиль и пр. Британская империя, получившая в свое распоряжение обширные пространства Средиземноморья, использовала их для упрочения своего положения в мире.
В рамках уже тогда устаревших геополитических схем (контроль над ресурсами, рынками сбыта, узловыми транспортными артериями и т.д.) англичане с 30-х гг. начали проводить политику выборочной деколонизации, создавая протектораты и марионеточные арабские государства-сателлиты. Неудивительно, что уже к концу Второй мировой войны Великобритания почти полностью утратила контроль над процессами в регионе. Этому способствовал, в частности, бесконтрольный и резкий подъем арабского национализма, сначала подогревавшийся англичанами...

Освободившись от власти иноземных правителей - сначала турецких, а позже европейских, - арабы не восприняли у них ни премудрости государственного управления, ни умения мирно сосуществовать с соседями и иноверцами. Напротив, именно тогда (т.е. еще до образования государства Израиль) панарабской национальной идеей становится... "исламский джихад" - священная война за вытеснение сионистских колонизаторов, "понаехавших" в Палестину. Никакой иной - позитивной - солидарности ни арабские страны, ни народы, ни их лидеры, ни отдельные общественные страты не продемонстрировали и не демонстрируют до сих пор.
Таким образом, свобода, обретенная в ходе лукавой деколонизации, была использована не для социального творчества, а для организации еврейских погромов (после образования Израиля - для координации усилий по сбросу его "в море"). И еще: это была свобода не только "для", но и "от" - от каких бы то ни было обязательств по улучшению жизни собственных граждан.

"Большой сатана" и "Малый"

Результаты выбора такого "модернизационного проекта" не замедлили сказаться. Не перестают удивлять они и сегодня, по прошествии более чем 60 лет.

Арабские нации занимают ныне территорию в 13 миллионов квадратных километров. Это много больше площади Европы, если не считать Россию. И лишь немного больше - если РФ считать.
Отчет ООН о развитии арабов за 2004 год содержит следующие данные. Арабы составляют 5% населения планеты - и при этом выпускают только 1% книг, издаваемых в мире, причем 17% этих книг - религиозная литература. Среднестатистический араб учится 3,5 года - меньше учатся только в тропической Африке.

В арабских странах на 1000 человек приходятся 18 компьютеров (в среднем по миру - 78). Только 1,6% арабского населения имеют доступ к интернету. Количество телефонных линий в арабских странах в 5 раз меньше, чем в индустриальных. В большинстве арабских стран безработица превышает 30%, а в так называемой Палестинской автономии она еще выше - 50%.
Арабский мир вступил в XXI век с 60 миллионами неграмотных (каждый пятый араб), со все ухудшающейся системой образования и с молодежью, почти поголовно неприспособленной к инновационной экономике. Даже в благополучной Саудовской Аравии более четверти университетских степеней выдаются за изучение ислама.

Совокупный валовой продукт всех арабских стран, вместе взятых, существенно меньше ВВП Испании, а экспорт - меньше финского. Показатель ВВП на душу населения ниже только в странах тропической Африки. Экономическая стагнация, помноженная на быстрый рост населения, неумолимо уменьшает и без того низкий уровень жизни.
И напоследок - характерная деталь. На Олимпиаде-2008 все арабские спортсмены, вместе взятые, выиграли в четыре раза меньше золотых медалей, чем один американец М. Фелпс...

Удручающее состояние дел в арабском, да и во всем исламском мире, - результат соответствующего ценностного выбора. Новейшая история мусульманской общественно-политической мысли практически не знает попыток разумно ограничить влияние религиозных норм на социальное устройство и адаптировать позитивный западный опыт для улучшения жизни в собственных странах*. Наоборот, культивируются архаичные идеологии типа: "возвести храм собственного благополучия" на "идеалах" ненависти к этому самому Западу, олицетворяемому Большой сатаной - Соединенными Штатами - и сатаной Малой - Израилем. Соответственно, даже наиболее социально эффективные, "справедливые" - по исламским меркам - режимы (например, иранский, который не может иметь с Израилем никаких территориальных споров) все равно консолидируются именно на почве противостояния с США и ликвидации "коррумпированного сионистского образования".
Такого рода подход иногда приводит к казусам мирового масштаба - например, если такие постулаты озвучиваются в присутствии президента России. Так, в 2003 г. Владимир Путин был "наблюдателем" на встрече стран - членов Организации Исламская конференция. Принимал гостей Махатхир Мохаммад, тогдашний премьер-министр Малайзии (кстати, Малайзия отделена от Святой Земли целым океаном и слывет образчиком "исламской модернизации"). Несмотря на это, М. Мохаммад обличал узурпаторов исламских святынь и их западных "покровителей" с неистовством и страстью участника многолетнего конфликта. Он, в частности, сказал...

Но об этом - в следующем номере.

-----

* - "Дело" предлагало и другой взгляд на данную проблему. Попытки ограничить влияние религиозных норм активно применялись, например, в Турции со времен Ататюрка ("Дело", 8.09.2008).

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru