Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 21/7/2008

И Исаакий дрогнет от подземки?

Наталия БАЛУЕВА

Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская". Ради этого важного градообразующего события власти решили принести очередную архитектурную жертву - дом на углу Малой Морской ул. и Кирпичного пер. Благо жильцов уже расселили, и осталось только снести само здание.

Подземная часть станции метро "Адмиралтейская" - на линии между "Сенной площадью" и "Спортивной" - была построена еще в 1996 г., но все эти годы не находилось подходящего места для выхода на поверхность. Теперь с местом определились, а подземные платформу и стены покрыли мрамором, приведя станцию в полную готовность. Открыть ее планируется к 2011 г.

Жильцы дома, который приговорили к сносу ради возведения на его месте вестибюля будущей станции метро (а также очередного бизнес-центра - как же без этого!), в течение двух лет отказывались выезжать из своих квартир, но власти не оставили им выбора и изъяли дом для государственных нужд. Как известно, такая формулировка позволяет изъять любой участок - хоть под станцию метро, хоть под прачечную для Конституционного суда.

Жильцы пытались судиться, но тщетно. В итоге 52 семьи собственников и 42 семьи социальных нанимателей жилья были "высланы в административном порядке" из центра города во Фрунзенский, Приморский и Красногвардейский районы. Тем 9 семьям, которые отказывались сделать это до последнего, компенсации за квартиры были выплачены в судебном, т.е. принудительном, порядке.

Сейчас расселенный дом, несмотря на богатую историю, ждет своей печальной участи. Как обещают чиновники, работы по сносу этого объекта культурного наследия Петербурга начнутся в ближайшее время.

Старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Михаил Микишатьев убежден в том, что сносить дом нельзя: "Это здание формирует вид Петербурга, замыкая перспективу с Невского проспекта".

Дом был построен в 1730 г., затем перестроен в 1843 г. архитектором Гаральдом Боссе. Во время войны в здание попала бомба, и в 1944 г., сразу после снятия блокады, оно одно из первых было восстановлено (архитектором И.И. Фоминым). "Этот дом - свидетель подвига ленинградцев в годы блокады, памятник стойкости жителей, которые не только не отдали свой город, но и возвратили его красоту", - выдвигает Микишатьев еще один аргумент против сноса.

Кроме того, архитектор Фомин использовал придуманную им самим архитектурную деталь - высокую узкую лоджию с двумя колоннами, причем именно в фасаде здания на Малой Морской ул. данный элемент представлен наиболее ярко. "Это здание является апеллесовой чертой И.И. Фомина - творческим мазком, без которого его наследие будет деформировано", - говорит Микишатьев.

Помимо архитектурной ценности, дом представляет и культурную ценность - с 1945 по 1967 гг. в нем жил знаменитый режиссер Николай Акимов, а также многие известные актеры (например, Ирина Зарубина).

"Если уж губернатор Валентина Матвиенко считает нужным сохранять пышечную на ул. Желябова, - резонно замечает Михаил Микишатьев, - то странно обходить вниманием дом на углу М. Морской и Кирпичного".

"Это знаковый дом, - подтверждает председатель совета по архитектурному наследию при Союзе архитекторов СПб Дмитрий Бутырин. - Я не верю, что власти так просто могут его снести. Если все же беда случится, то нам придется его воссоздавать!" Впрочем, среди защитников исторического центра есть и другие мнения.

"В данной части города нет домов, которые не представляют ценности, - полагает гендиректор Международного фонда спасения Петербурга Александр Марголис. - Но я не отрицаю новое строительство в историческом центре вообще и в данном случае считаю, что городу совершенно необходима здесь станция метро. Транспортная ситуация в городе в целом и в центре, в частности, напряжена до предела".

А ведь можно было не сносить...

"Перебирались самые разные способы решения проблемы: наклонный выход, наземный павильон, - рассказывает Александр Марголис. - Рассматривался даже вариант выхода через Александровский сад чуть ли не на Дворцовую площадь. Но риски представляются исключительно высокими, учитывая непосредственную близость от Адмиралтейства. Здесь же, в случае с выходом на Кирпичный переулок, жертвы тоже неизбежны, но они мне кажутся минимальными из всех возможных".

Дмитрий Бутырин же, напротив, полагает, что вход в метро лучше всего сделать именно в Александровском саду - прямо напротив дома № 1 по Невскому пр. Для этого вход должен быть сделан не в виде многоэтажного офисного центра, а в виде подземного перехода, тогда он не нарушит визуального восприятия.

Обсуждались и другие варианты строительства - на месте пересечения Адмиралтейского пр. и Гороховой ул., в здании Университета технологии и дизайна на Большой Морской ул.
Михаил Микишатьев считает, что оптимальным был бы вариант, предполагающий создание вестибюля во дворе домов на Гороховой ул. - по примеру московской станции метро "Кузнецкий мост", расположенной как раз во дворе дома. Впрочем, Микишатьев считает возможным строительство выхода и на Малой Морской, но без сноса дома - по примеру выхода станции "Гостиный двор", при строительстве которого сам Гостиный двор, слава Богу, не сносили.

Судя по всему, городская власть решила двинуться иным путем. В случае со зданием Университета технологии и дизайна, например, возникли бы сложности с переоформлением федеральной и городской собственности под строительные нужды. Поэтому решили изъять какой-нибудь беззащитный дом "для госнужд". Дом на Малой Морской отлично подошел, поскольку никакого охранного статуса не имеет.

Зачем ведут подкоп под Исаакий?

Существует еще один большой риск. Когда дом снесут и начнут копать тоннель для эскалатора, может пострадать окружающая застройка. Проблема - в петербургских грунтах, с которыми не могут справиться многие отечественные строители (новая сцена Мариинского театра до сих пор находится на стадии котлована именно по этой причине).

Причем следует отметить, что окружающая застройка - очень ценные архитектурные объекты.
Александр Марголис, правда, и на этот счет спокоен, отмечая, что в историческом центре уже построено много станций метро, так что, возможно, и эта будет сооружена без катастрофических последствий. "Надо использовать весь грандиозный опыт, накопленный петербургскими градостроителями, чтобы минимизировать угрозу. Если, что называется, не экономить, то можно обойтись без печальных последствий".

Скептики, правда, приводят "встречные" примеры. Так, при строительстве в конце 1960-х гг. станции метро "Маяковская" были разрушены 8 домов по Пушкинской ул. и ул. Марата.
А здания окружающей застройки представляют большую ценность. Из самых ярких примеров Михаил Микишатьев называет дом архитектора Жако на Большой Морской, 11 - уникальный памятник архитектуры XVIII-XIX вв. Еще один дом на углу Кирпичного и Малой Морской относится к числу зданий, с которых при Александре I началась застройка Петербурга в стиле раннего ампира. Или следующий за ним дом, который был перестроен архитектором Бенуа.

"При строительстве эскалаторного тоннеля, учитывая наши плавучие грунты, не сразу, но через несколько лет трещинами пойдут очень ценные соседние дома, - прогнозирует Дмитрий Бутырин. - А это мне представляется фактом очень тревожным. Лучше внести изменения в проект и сделать тоннель на 10-20 м длиннее, но сохранить ценную застройку".
К слову, строительство вестибюля станции уже повлияло на состояние Исаакиевского собора. А дальнейшие работы могут навредить ему еще больше. По словам замдиректора по эксплуатации музея Бориса Подольского, собор стоит на 11 тысячах сваях, и если в них из-за изменений грунтов попадет воздух, они начнут гнить...

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru