Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 14/7/2008

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру. И вот неожиданно напоролся на риф по имени "Государство" и стал тонуть...

В прошлую среду прошло очередное судебное разбирательство по иску, поданному капитаном фрегата "Штандарт" Владимиром Мартусем против начальника Северо-Западного управления морского и речного надзора (Росморречнадзора) Дмитрия Атлашкина. По мнению капитана, в октябре прошлого года на встрече с журналистами начальник управления сделал ряд заявлений, касающихся технического состояния фрегата и его безопасности. В частности, назвал фрегат "кучей гнилых дров". Суд перенес разбирательство на осень.

Впрочем, покушение на честь и достоинство моряков - лишь вершина чиновничьего "рифа". В результате атаки со стороны надзорных органов фрегат постепенно лишился всех прав и возможностей не только выходить в море, но даже плавать в акватории города. В итоге праздник выпускников петербургских школ "Алые паруса" прошел нынче без некогда традиционного участия "Штандарта".

А ведь еще совсем недавно борт этого самодельного судна посещали именитые зарубежные гости, город публично гордился этим проектом, упоминал его в туристических буклетах. "Штандарт" активно представлял Россию и Петербург на международных морских фестивалях и регатах, побывав более чем в ста городах мира...

Бюрократический шторм

Первый "залп" по фрегату был дан в мае 2007 г., когда ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) сняла его с учета, посчитав, что "Штандарт" по своим характеристикам и назначению является неподнадзорным ведомству, т.к. экипаж фрегата - более 12 человек. А ранее, уверяет Владимир Мартусь, чиновники этого же ведомства признавали судно яхтой, удовлетворялись ежегодным техосмотром и давали право выходить за границу с экипажем более 30 человек: "И вдруг резко изменили свою позицию, что очень странно и подозрительно". Тем не менее, по просьбе администрации города корабль все-таки допустили к участию в "Алых парусах-2007", для чего ГИМС выдала специальное разрешение на хождение в восточной части Финского залива и в 10-километровой полосе от Зеленогорска до Выборга.

После исключения из регистра маломерных судов "Штандарту" пришлось зарегистрироваться в Российском речном регистре и встать под Росморречнадзор. Столкнуться с этим ведомством капитану пришлось, после того как в июле 2007 г. фрегат принял участие в очередной международной регате, будучи лишенным права ходить дальше Выборга. Как объясняет капитан, он не мог не принять участие, т.к. были серьезные обязательства перед организаторами, экипажем и спонсорами.

Такого своеволия чиновники простить не могли. По возвращении "Штандарт" уже на таможне ждали надзорные и контролирующие органы с готовыми документами, где говорилось о нарушении предписанного района плавания. Кроме того, была проведена проверка, по итогам которой Росморречнадзор выявил "многочисленные нарушения закона". На деле же, как объясняет капитан, "нарушения" были вздорны: например, "не использовано 9 комплектов белья". Роспотребнадзор, в свою очередь, выявил и "недопустимое нарушение температурного режима хранения майонеза". В итоге фрегат лишился самого важного - классификационного свидетельства и свидетельства о годности к плаванию.

"Получилось, что сначала органы надзора поставили нас в безвыходное положение, а потом изо всех сил наказали. То, что некоторые документы не соответствуют правилам, - проблема наших правил. Корабль показал способность выходить в море, участвовать в регатах. А в одном из заключений нам заявляют, что он потерял свойства судна. Это абсурд и явно предвзятое отношение", - рассуждает капитан Мартусь.

В основном, Росморречнадзор был недоволен тем, что на судне работают молодые моряки, официально не аттестованные, а также что фрегат строился без обязательного технического наблюдения и без учета современных правил безопасности. Команда это отрицает. Спущенный на воду в 1999 г., построенный группой молодых энтузиастов во главе с Владимиром Мартусем как точная копия первого петровского парусника 1703 года, фрегат, тем не менее, имеет самую современную начинку, особенно касающуюся средств спасения, навигации, безопасности, которая по своим сравнительным характеристикам, по словам Мартуся, дает фору разрешенным современным суднам.

"Экипаж корабля - не маленькие дети, средний возраст матросов (юношей и девушек) - 20 лет. Все они проходят отбор и соответствующую подготовку, затем сдают экзамены. Среди матросов есть и лицензированные по всем правилам. Все они зарекомендовали себя как профессионалы", - говорит Максим Коршунов, старший помощник капитана, 15 лет своей жизни посвятивший фрегату.

Но чиновники, не видевшие в ситуации с "Штандартом" никакого криминала 8 лет кряду, ныне неколебимо стоят на позиции "Dura Lex": "ГИМС выдала капитану временное разрешение на плавание до Выборга, а он вышел заграницу, тем самым нарушив закон. Впрочем, он всегда ходил за границу, нарушая законы РФ и международные конвенции и используя дырки в законодательстве, т.к. нельзя выходить в море на судне такого класса, - поясняет позицию Росморречнадзора заместитель начальника ведомства Максим Капитонов. - Кроме того, его судно не имело права перевозить 40 пассажиров. И не суть важно, что, по словам капитана, речь идет об экипаже. Если экипаж, то он должен быть официально аттестован. И что с того, что человек хорошо плавает 8 лет? Все равно он должен иметь официальное право. Никого же не удивляет требование прав для автомобилиста, каким бы распрекрасным он бы ни был?! А если капитан обучает молодежь, то пусть получит соответствующую лицензию".

По словам г-на Капитонова, все действия Росморречнадзора в отношении фрегата продиктованы только тем, что ведомство работает в рамках нормативных документов и должно соблюдать законы, которые не вправе менять. "Я не знаю, кто раньше закрывал глаза на нарушение правил. Возможно, шли на поводу у властей, т.к. фрегат был символом "Алых парусов". Но когда он перешел под наше ведомство, мы и обратили на него пристальное внимание. Сегодня законодательство не позволяет выдавать разрешение "Штандарту" плавать".
"Да не должно у нас быть аттестованных моряков! Мы же заняты тем, что как раз обучаем молодежь. Кроме того, корабль проверяли и голландский, и немецкий, и английский регистры исторических судов, и там он всему соответствовал", - возражает капитан.

По мнению Максима Коршунова, в основе коллизии - две проблемы: отсутствие четко регламентированных правил безопасности для деревянных кораблей и предвзятое отношение чиновников. В РФ не существует узаконенных стандартов для такого рода парусников, чем, как полагает команда фрегата, и воспользовались ведомства.
В мае этого года "Штандарт" пришел в Кронштадт для участия в очередных киносъемках, однако по их окончании кораблю неожиданно запретили возвращаться в порт. С тех пор он так и стоит на берегу у дамбы - самовольное возвращение в Петербург может повлечь за собой арест судна.

А 19 июня надзорные органы окончательно "добили" фрегат: Росморречнадзор исключил его из речного регистра. Это решение окончательно закрывает возможность эксплуатации судна. Отныне корабль не может выходить не только в море, но даже и в акваторию Невы. Проще говоря, "Штандарт" перестал быть кораблем. С международной регатой учебных парусников Tall Ships Races-2008, которая начнется в июле, фрегату можно проститься. А ведь в 2009 г. регата впервые зайдет и в Петербург, и "Штандарт" был одним из инициаторов ее приглашения...

Официанты вместо матросов?

"Очевидно, что под нас копают", - убежден Максим Коршунов. "Основные проблемы появились после прошлогодних "Алых парусов", - рассказывает капитан. - За участие в празднике фрегату выделили из бюджета 1,1 млн. руб., которые полностью пошли на текущее содержание судна".
Как полагает Мартусь, не исключено, что кто-то хочет завладеть кораблем для превращения его в плавучий ресторан: "Хотя корабль в нашей собственности, мы все равно его можем потерять. Ведь жили только за счет спонсоров, рекламы, экскурсий, фестивалей, регат, праздников, но все эти возможности полностью исчезнут, если не будем плавать. Мы и так уже потеряли много спонсоров. И сейчас находимся на гране банкротства".

"Обидно, что вместо создания под реально существующий "Штандарт" новых стандартов (как это делается за границей) нас вдруг объявили вне закона", - печально резюмирует Мартусь.
"Так уж сложилось, что в РФ нет требований для исторических судов. И "Штандарт" не вписывается ни в один регистр, не подходит ни к одному классу. Но что делать... Главное - соблюдение существующих норм, особенно норм безопасности, по которым такому судну нельзя плавать. Но теоретически фрегат снова может стать работоспособным, если пройдет освидетельствование, переоборудуется под существующие нормативы, а экипаж сдаст экзамены и пройдет аттестацию и т.п. Фрегат должен встать под действующие законы, а не законы под него", - парирует Максим Капитонов.

Но капитан, в свою очередь, заявляет, что на самом деле корабль не хотят нормально проверять, в т.ч. не дают возможности провести доковый техосмотр, который сами же требуют!
Сейчас команда работает над составлением исковых заявлений в суд по факту исключения фрегата из регистров и лишения прав выходить в море. Несколько подобных заявлений уже лежат в прокуратуре, которая пока хранит молчание.

По мнению капитана, самый быстрый из возможных выходов - согласие прокуратуры с претензиями "Штандарта", а также законодательное разрешение спорткомитетам инспектировать спортивные суда. Еще лучше - постановление о технадзоре за спортивными судами. Сейчас, как ни странно, статус спортивных судов (к которым ближе всего "Штандарт") не закреплен законодательством РФ, а нормативы по техническому надзору и квалификации экипажа не сформулированы.
Экипаж надеется, что "Штандарту" все же удастся вновь ходить по Финскому заливу и принять участие в празднике Дня ВМФ. Более удаленная цель - создание Регистра исторических судов в РФ, чтобы открыть дорогу подобным проектам (в Астрахани строится "Орел", в СПб обсуждается строительство "Предестинации").

Вот только на воплощение надежд уйдет много времени. А если сиротливо стоящий под Кронштадтом фрегат лишится средств к существованию, то вскоре уже воплощенная мечта сотен подростков может уйти с молотка.

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru