Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 7/7/2008

Флоренция Макиавелли

Дмитрий ТРАВИН

В самом начале XV столетия во Флоренции был объявлен конкурс на создание новых роскошных дверей Баптистерия Сан Джованни. Соперничали сразу несколько великих мастеров. В том числе Филиппо Брунеллески. Но победил всех Лоренцо Гиберти. Сегодня отлитые им врата - одна из главных достопримечательностей города.

Врешь - не убьешь

Но почему же именно он победил? Казалось бы, это мелкий вопрос. Однако в ответе на него кроется понимание важнейших особенностей флорентийской культуры времен ренессанса, да, пожалуй, и понимание политического духа той эпохи.

Суть состязания состояла в том, чтобы изобразить в металле хорошо известную библейскую историю про то, как Авраам чуть не принес в жертву Господу сына своего Исаака, да был остановлен специально присланным для этой цели ангелом. Конкурсные работы Гиберти и Брунеллески сохранились. Сегодня они представлены в музее Барджелло, с которого лучше всего начинать знакомство с Флоренцией политической, поскольку именно в этом грозном здании, похожем на крепость, еще в средние века располагались органы городского управления.

Сегодня Барджелло, в основном, богат скульптурой (в отличие от галереи Уффици, специализирующейся на живописи). Отыщем там интересующие нас рельефы. На первый взгляд, они очень похожи, однако, присмотревшись, увидим, насколько разные задачи ставили перед собой авторы.

Брунеллески передает трагизм и динамизм сцены. Отчаянно цепляющийся за жизнь мальчик извивается в руках жестокого отца. Ангел хватает Авраама за руку. А тот будто обезумел: так и стремится укокошить сына. Смотреть страшно. У меня лично нет сомнения в том, что мастер Филиппо создал шедевр, к уровню которого Лоренцо даже не приблизился. Но Гиберти взял другим.

Его Исаак стоит, гордо выпятив грудь. Так сказать, врешь - не убьешь. Авраам как будто замер в нерешительности. И даже вмешательство ангела при таком раскладе уже, похоже, не понадобится. Слабый побеждает сильного одним своим духом. И вся композиция Гиберти есть не динамика напряженной борьбы, а застывшее в красивой позе торжество.

От бесконечной борьбы Флоренция устала. И в искусстве хотела не отражения бурной, отнимающей покой действительности, а успокоения, гармонии, равновесия. Как произведение искусства композиция Брунеллески сильнее, но как отражение идей заказчиков рельеф Гиберти удался лучше.

Позднее флорентийские мастера еще не раз возвращались к победе духа над грубой человеческой силой. Здесь и тема - "Юдифь с головой Олоферна". Здесь и самая главная тема городской скульптуры - "Давид", известный в исполнении Донателло, Верроккьо, Микеланджело. Повсюду мы видим спокойствие героя наряду с силой его духа. А борьба как таковая выводится за скобки.

Давид, правда, у всех получался по-разному. У Микеланджело он мужественный. У Верроккьо и особенно у Донателло - слабый, женственный. Последние два Давида представлены в Барджелло. Над донателловским музейщики этим летом нахально поиздевались. Прямо в зале положили на специальный стол для реставрации. Попкой кверху. "Шутка юмора" у них такая, что ли?

Что висит на окнах?

Барджелло недолго оставался политическим центром Флоренции (со временем он отошел к капитану городской стражи - bargello; отсюда и название). Уже в XIV веке был построен дворец, известный ныне как Палаццо Веккио (Старый дворец). И в дальнейшем государственная власть располагалась именно там.
Там, в частности, трудился Макиавелли в те дни, когда оставался во Флоренции и не выполнял разного рода дипломатических поручений республики. Древними стенами Палаццо Веккио навеяны в какой-то степени и его работы, заложившие основы мировой политической науки. Ведь этот дворец знал столько коварства, столько интриг, предательств и убийств, сколько не вместит в себя самый толстый трактат о том, как управлять государством.

Имелась, например, во Флоренции такая милая традиция. Трупы преступников или же просто политических противников вывешивались на оконных решетках Палаццо Веккио для всеобщего обозрения. Так что для государственных деятелей путь от рабочего стола до места казни бывал часто недолог - всего пару шагов. И все превратности политической карьеры флорентийцев оказывались видны широким массам - никакой тебе тайной дипломатии.
Макиавелли не изобрел новой политики. Он, скорее, зафиксировал то, что родилось во Флоренции (точнее, в Италии в целом) в эпоху ренессанса.

В средние века пространство для политического маневра ограничивалось сложной системой феодальных отношений, когда каждый их участник должен был принимать во внимание традицию и то место, которое он занимал согласно этой традиции. Но вот в итальянских городах появилась масса свободных денег, и богатые люди смогли использовать наемное воинство, не знавшее никаких иных традиций, кроме одной - получение платы за хорошо выполненную работу.
Именно в этой ситуации возникла возможность для серьезной интриги и для нестандартного поведения государей, описанного Макиавелли. Иначе говоря, только в этой ситуации стала возможна политика как таковая.

Ключевой фигурой этой политики стал кондотьер - полевой командир, продающий услуги своей частной армии тому, кто способен за это заплатить, вне зависимости от национальности. Во многих итальянских городах сохранились памятники кондотьерам. Во Флоренции изображение англичанина Джона Оуквуда работы Паоло Учелло можно видеть на одной из стен в соборе Санта Мария дель Фьоре.
В ряде случаев кондотьеры переставали работать на других и сами начинали вершить политику, как это было, например, у миланских Сфорца, ставших из полевых командиров герцогами.

Но во Флоренции дела сложились по-иному. Герцогами к 30-м гг. XVI века стали вчерашние банкиры Медичи, имевшие возможность покупать на свои деньги не только войска, но даже папский престол в Риме.

Система коридорная

Превратившись в наследственных монархов, Медичи переселились из своего старого дворца (проданного теперь семье Риккарди) в Палаццо Веккио, который раньше, на протяжении двух столетий, был символом республиканского правления. Но там им, видимо, оказалось не слишком уютно. Вскоре они приобрели на противоположном берегу Арно построенный еще Брунеллески палаццо Питти, значительно расширили его и сделали герцогской резиденцией.
А возле Палаццо Веккио знаменитый биограф ренессансных художников Джорджо Вазари построил офисы (по-итальянски Уффици) для разрастающейся флорентийской бюрократии. Чтобы герцогу не приходилось ходить на работу по улице, тот же Вазари соединил Палаццо Питти с Уффици уродливым коридором, проходящим по крышам лавок, располагающихся на мосту Понте Веккио. Ренессанс кончился. Начался абсолютизм.

Многим казалось, что вот теперь-то, при жесткой властно-коридорной вертикали, Флоренция и процветет по-настоящему. В огромном "Зале пятисот" Палаццо Веккио стены были расписаны фресками все того же Вазари, изобразившего батальные сцены завоевания флорентийцами других городов Тосканы. Но в этот момент Флоренция уже превращалась в заштатный итальянский городишко, от которого хоть три года скачи - не доскачешь до тех столиц, где делалась мировая история.
Впрочем, знатные бюргеры, прогуливавшиеся под свеженькими фресками, не знали о своем более чем скромном будущем. Они гордо оглядывали стены, потирая брюшко, и говорили соседям: "А классно мы сиенцев сделали, а круто пизанцев отпи...ли".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru