Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 9/6/2008

С кем вы, мастера культуры? // Александр Городницкий // Толпа от века вместе, интеллигенты - врозь

Николай КУДИН

О протестных началах в современной российской культуре и тревожных социальных процессах последних лет размышляет один из самых известных петербургских бардов Александр ГОРОДНИЦКИЙ.

- Александр Моисеевич, должны ли, на Ваш взгляд, представители культуры публично высказывать свое отношение к существующей власти?

- Сейчас нет понятия "монолита власти", которое было присуще Советскому Союзу, - даже кагэбэшные структуры теперь разрознены, идет непрерывная придворная борьба. Точно так же нет понятия единой интеллигенции. Каждый может отвечать только за себя.

В нашей стране, даже если художник не хочет заниматься политикой, она сама занимается им. В России особенным образом расставлены акценты: основной темой современной лирики является не то, кого ты полюбил и кто тебя бросил, а вопрос, когда тебя убьют и за что. Смогут ли твои дети ходить спокойно по улице? Втянут ли их в новую грязную войну, как в Афганистане или в Чечне? Погибнут ли они там или от дедовщины? Эти вопросы - самые важные. Речь идет о потере любимых людей, о разрушении семей - что же это, если не лирика?

Творческая интеллигенция не должна быть политизирована, но, если политический процесс затрагивает основы демократии и человеческого достоинства, я считаю своим долгом сформулировать свою позицию. Для этого не обязательно выходить на митинги и маршировать с "Другой Россией", хотя каждому свое. Я полагаю уличную демократию сомнительным средством изменения правовой ситуации в стране. Не менее действенными могут быть высказывание через творчество и воспитание молодежи посредством этого высказывания.

К сожалению, на сцене очень мало авторов и исполнителей, готовых творчески выразить свой протест. Если говорить об авторской песне, то в ней это особенно заметно. Ушли Высоцкий и Галич, Юлий Ким сочиняет мюзиклы. Молодые авторы пишут о чем угодно, но не замечают проблем гражданского противостояния, неправедных войн.

Это, конечно, здорово, что "все мы здесь сегодня собрались", но кто мне скажет, для чего мы собрались? Очень многие авторы или не видят проблем, или намеренно отворачиваются от них. Это характерно для всех творческих направлений. Тем большее уважение на этом фоне вызывает Юрий Шевчук, открыто высказывающий свое критическое мнение о положении в стране. Он не прогибается и не продается.

- Пример Шевчука пока, однако, не оказался особо заразительным... Как Вы охарактеризуете массовое сближение с властью, которое демонстрируют многие видные деятели культуры?

- Я люблю талантливого актера Никиту Михалкова, но к царедворцу Никите Михалкову, унаследовавшему гены своего отца, профессионального автора гимнов, отношусь с большой осторожностью. Для меня остается загадкой, зачем Андрею Макаревичу понадобилось приветствовать на Красной площади двух президентов. Можно прекрасно относиться и к Медведеву, и к Путину, но это не значит, что надо вылезать в первый ряд, чтобы на виду у всех выразить им свою преданность. Здесь принципиален вопрос инициативы.

Когда Нателла Болтянская в свое время собирала в среде творческой интеллигенции подписи в защиту Ходорковского, многие отказались, но это еще полбеды. Гораздо драматичнее тот факт, что некоторые представители культуры сочли своим долгом написать противоположное по смыслу письмо, и среди них оказалось немало талантливых людей - например, любимый мной актер Александр Калягин.

- У Вас никогда не возникало желания лично принять участие в политической схватке?

- В обычной жизни я далек от любых политических разборок и хотел бы и дальше оставаться вдалеке от них. Я никогда не состоял ни в КПСС (хотя это доставляло кучу проблем - мне не давали визу, не отпускали в плавание), ни в какой-либо другой партии. Когда-то руководители СПС хотели сделать мою песню "Атланты" гимном своей партии, и я категорически отказался. В 2003 году мой друг Владимир Лукин во время выборов в Думу предложил мне войти в петербургский список "Яблока", чтобы привлечь к нему какое-то количество голосов. Я согласился, хотя в партию не вступил и ни в какую Думу не собирался. Мое имя стояло в списке вторым вслед за именем Сергея Адамовича Ковалева, и это была большая честь для меня. Я симпатизировал и продолжаю симпатизировать "Яблоку", несмотря на бездарный развал этой партии. В последней книге у меня есть стихотворение, посвященное Григорию Явлинскому: "Мыслитель и оратор, что массами любим,/ Как римский гладиатор, ты бьешься со своим./ Перед собою честен, иллюзии отбрось:/ Толпа от века вместе, интеллигенты - врозь..."

Что касается идеи объединения различных оппозиционных сил на базе противодействия режиму, то я осторожно отношусь к ней. Я никогда не встал бы в один ряд с людьми, провозглашающими лозунг: "Сталин! Берия! ГУЛАГ!", и решение о создании такого объединения кажется мне большой политической и моральной ошибкой.
Моя политическая позиция - антифашизм. Я не выступаю за, я выступаю против - против превращения России в нацистское государство. А ведь зерна этого процесса уже прорастают. И в этом виноваты как власть, так и само общество. Когда генерал Макашов заявляет в передаче Владимира Соловьева, что евреев надо выгонять из страны, и побеждает оппонента по результатам массового голосования телезрителей или когда в том же эфире то же самое происходит с ксенофобом Александром Прохановым, это внушает серьезные опасения. Расклад сил в среде политически активных граждан сейчас не в пользу демократических сил.

- На Ваш взгляд, это объективный итог развития общества или искусственно срежиссированный результат?

- Власть рассматривает ксенофобию как незаменимый ресурс управления обществом и не хочет понять простой вещи: как только фашисты активизируются, они, в первую очередь, разделаются именно с нынешней властью. Борьба с ксенофобией не должна заканчиваться на уровне силовых министерств; мы обязаны заниматься воспитанием молодежи в духе толерантности и интернационализма, а не проводить клерикализацию школьного образования, насаждая представление о доминировании православной церкви, и не твердить о национальной исключительности русских.
Я не понимаю, что скрывается под выражением "национальная идея". Я много лет провел в англоговорящих странах и ничего подобного там не обнаружил. Национальная идея была у Гитлера, и она проистекала из убежденности в расовой исключительности немцев. Подобные установки всегда ведут к нацизму, к убийствам людей и самоубийству страны, в которой они развиваются.

Я написал стихотворение "А Ленинград сдают нацистам", потому что считаю позором тот факт, что наш родной город занимает одно из первых мест в России по количеству преступлений на почве ксенофобии. Здесь речь идет либо о попустительстве властей, либо о сочувствии силовых структур нацистским группировкам. Это может привести к невычислимым последствиям. Первым лицам государства и города необходимо реагировать на каждый такой случай, чтобы не создавалось впечатление, что государство сочувствует ксенофобам.

- Сравнение РФ с Третьим рейхом, по-вашему, уже актуально?

- Россия - многонациональная страна, и это сильно отличает ее от Германии 30-х гг. Переход к нацизму в РФ возможен лишь в том случае, если от нее останется только Московия (причем без выхода к морю), а чуваши, татары, якуты, буряты и т.д. отделятся. Надеюсь, этого не произойдет никогда, хотя, к примеру, Северный Кавказ уже сейчас во многом потерян.

- Но, может быть, деконструкция России (разумеется, осуществляемая исключительно демократическими методами и во имя демократии) - не такой уж печальный сценарий будущего? По крайней мере, определенная часть либерального сообщества связывает надежды на исчезновение авторитаризма именно с упразднением имперской модели...

- Я не разделяю эту точку зрения. Есть отличный пример - Британская империя, превратившаяся в Британское содружество наций. Вспомните, как она выступала единым фронтом во время мировых войн. На подлинно демократической платформе взаимодействуют различные государственные образования, объединенные символом английской монархии...

- Однако этот пример, скорее, демонстрирует мирный путь имперской самоликвидации... Не приходилось ли Вам - в связи с Вашими взглядами - сталкиваться с обвинениями в непатриотизме?

- Недавно меня стали "полоскать" на РТР, инкриминируя мне крамольные стихи, написанные еще в студенчестве и посвященные Венгерской революции 1956 г. В них я описывал горящий на улице Будапешта советский танк, и заканчивались они так: "Танк горит на перекрестке улиц, -/ Хорошо, что этот танк горит". Наемный журналист Константин Семин перечислил меня в ряду противников России, представителей интеллигенции, якобы всегда желавших поражения своей стране и оглядывавшихся на Запад. При этом я оказался в неплохой компании Герцена, Добролюбова, Шелгунова, Виктора Ерофеева, Юлии Латыниной, Матвея Ганапольского. А началось это все с подачи газеты "Спецназ России", журналист которой в своей статье заявил, что пока "моисеевичи" и "исаевичи" (речь об Александре Солженицыне) не исчезнут как вид, добра России ждать не придется.

Все это не более чем демагогия. На самом деле власти наплевать на величие России, и лучшее тому доказательство - состояние нашей академической науки. Величие ведь не в количестве видов ракетного оружия, которое мы тащим по Красной площади, грозя неизвестно кому, а в культурном и научном потенциале страны. То, что сейчас происходит с наукой и научной интеллигенцией, иначе не назовешь, чем геноцидом.

Окончание следует
Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru