Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 2/6/2008

Флоренция Медичи

Дмитрий ТРАВИН

В палаццо Медичи-Рикарди, построенном Микелоццо в 1434 г., есть маленькая капелла, расписанная Беноццо Гоццоли. Сюжет - шествие волхвов. Нескончаемой чередой двигаются люди. Торжественно и строго. Ухоженные лица, богатые одежды, гордые взгляды. Гордые и немного грустные. Как будто они прощаются с чем-то. Или с кем-то. Как будто никогда больше не пройдут они так перед нами во всей своей красе.

Куда ушли волхвы?

Переходящая со стены на стену, захватывающая все вертикальное пространство фреска окружает со всех сторон и как бы берет в плен горстку посетителей, с трудом вмещаемую крохотной капеллой. Возникает ощущение, будто прощаются здесь именно с тобой. А ты прощаешься с ними, с призраками далекого прошлого. Ты прощаешься со сказкой, с легендой, с чем-то таким, что сегодня понять уже трудно, что можно, скорее, почувствовать сердцем, но не осознать умом.

Где-то на пути шествия встают старинные рыцарские замки. Где-то разыгрываются сцены охоты. Где-то возникают вдруг звери с мудрыми человечьими глазами. На фреске - и реальность, и вымысел. Что их объединяет? То, что всего этого нынче уже нет.

Волхвы и их спутники глядят на тебя. А затем уходят. Уходят в никуда. В неизвестность. В историю той далекой эпохи, о которой мы так мало знаем. Трудно сказать, что замысливал автор, изображая нескончаемо грустное шествие. Трудно понять, как ощущалась сцена современниками Гоццоли. Трудно даже вообразить масштабы воздействия фрески на флорентийцев. Но сегодня это все воспринимается, как прощание со средневековьем. Как "осень средневековья", если воспользоваться известным выражением Йохана Хейзинги.

Мы с волхвами - в разных мирах. Им было не понять, куда уходит привычная жизнь, почему все вдруг становится не таким, как прежде. Нам трудно постигнуть, как существовали они там, в эпоху столь отдаленную от XXI века. Столь качественно отличную от современности по ритму, по ценностям, по образу жизни.

Гоццоли жил на рубеже эпох и сумел передать то, что ощущаемо лишь гениями. Скорее всего, он почувствовал носившуюся в воздухе перемену. Мы же действительно знаем, что она состоялась. Ренессанс, Новое время положили начало всему тому, что имеет европейская цивилизация сегодня. Тому, что очевидно и в то же время загадочно.

Если перемены Флоренции как города, состоящего из стен, башен и куполов, символизируются фигурой Филиппо Брунеллески, то перемены бытовые связаны прежде всего с династией Медичи - купцов, банкиров, меценатов, негласных хозяев, а впоследствии и официальных правителей Тосканы с эпохи позднего ренессанса до середины XVIII столетия. Именно Медичи заказали Гоццоли "Волхвов", именно они изображены художником в виде некоторых членов процессии, и именно они "похоронили" старый мир замков, охот и рыцарской куртуазности.

Три "Вечери"

Что же пришло на смену? Для того чтобы ощутить перемены, постепенно происходившие во Флоренции, я предложил бы пройтись по трапезным. Не в смысле прошвырнуться по ресторанам, а именно осмотреть помещения некоторых флорентийских монастырей, предназначенные для совместного принятия пищи.

Дело в том, что на одной из стен трапезной традиционно размещалась фреска "Тайная вечеря". Самый известный вариант этой композиции сделан Леонардо да Винчи в Милане в Санта-Мария делле Грацие. Флоренция же, не имеющая подобного "хита", отличается зато числом работ, хорошо сохранившихся и вполне доступных для осмотра. Сравнив, каким образом художники разных эпох решали однотипную задачу, мы можем понять и суть смены эпох как таковых.

Начнем с трапезной всемирно известного францисканского монастыря Санта Кроче (где расположен сейчас музей). Там потрудился Таддео Гадди (1335 г.). Лики у Христа и апостолов греческие, строгие. Почти без индивидуальных черт. Сидят, как присяжные, готовые вынести вердикт: раз ты не веруешь, тварь жалкая, в Господа нашего, раз соблазнами проникаешься и грешишь постоянно, то, значит, отправишься за это сам знаешь куда.

Однако на самом деле из Санта Кроче мы отправимся совсем в другое место - в женский бенедиктинский монастырь Санта Апполония (на углу Via Ventisette Aprile и Via Santa Reparata), где почти не бывает туристов. При входе с нас не возьмут никакой платы и лишь попросят расписаться в огромной амбарной книге учета "посетителей культурных ценностей".

В Санта Апполонии стену трапезной расписал Андреа дель Кастаньо (1447 г.). Здесь уже каждый лик индивидуален. Апостолы явно из мира сего. А самое главное - одежда и обстановка. Монументальность фигур перекрывается монументальностью шести огромных плит, расположенных над головами Христа с сотрапезниками. Если вам когда-нибудь приходилось заказывать себе кухню, то нечто подобное могло броситься в глаза. Интерьер у Кастаньо - как выбор столешниц: под мрамор, под гранит, под малахит. Прописана каждая жилочка камня, но на самом-то деле это пластик.
Уйдем отсюда и направимся в трапезную монастыря Оньиссанти (всех святых), что на одноименной площади (Ognissanti), глядящей прямо на Арно. Сюда тоже пройдем бесплатно, расписавшись в амбарной книге (правда, успеть надо в первой половине дня). Доменико Гирландайо (1480 г.) изобразил милое застолье приятных во всех отношениях людей. За окнами летают птички, растут деревья. Изящно одетый трапезничающий народ слегка уже навеселе. Кто-то болтает, кто-то грезит, кто-то уже совсем отключился. Даже Иуда почти не выпадает из "тусовки". И ничто не предвещает того, сколь тяжкие события произойдут с Иисусом в самом ближайшем будущем.

Орканья по субботам

Мир героев Гирландайо - это уже практически наш мир. Честно говоря, меня в тот день, когда я смотрел фреску, потянуло было присоединиться к трапезничающим (о том, чтоб вкушать плоды земные с грозными героями Гадди или Кастаньо, даже помыслить было страшно), но хотелось еще успеть в трапезную монастыря Санто Спирито на одноименной площади (Santo Spirito), где "Тайную вечерю" изобразил Андреа Орканья (1365 г.).

Увы, там мне ничего не обломилось. Через церковь я в трапезную не проник. Правда, слева от входа обнаружил дверь, ведущую в искомое помещение. На ней было написано, что на Орканью пускают только по субботам. Мне, честно говоря, казалось, что если уж выбирать какой-то один день для демонстрации "Тайной вечери", то это должен быть четверг. Впрочем, поскольку на дворе стоял вторник, богословский диспут все равно не имел смысла.
Я подергал дверь, а затем по старой советской привычке заходить с черного входа ткнулся под арку еще левее. Но там размещалась полиция, которая если и интересовалась чем-то тайным, то уж точно не вечерями. Пришлось несолоно хлебавши отправиться трапезничать самому на противоположный конец площади.

Минут через двадцать некий мужик начал ломиться в дверь церкви. "Ну-ну", - подумал я, выдавливая ломтик лимона на бифштекс по-флорентийски.
Не прорвавшись через церковь, турист зашел левее. Прочтя насчет того, что Орканью подают только по субботам, он все же подергал дверь. "По виду не русский; значит - америкос, - решил я. - Немцы, прочтя надпись, ломиться не станут. У них все же орднунг. Интересно, пойдет ли этот тип к ментам?"

...Выйдя от ментов, американец в тоске достал из сумки бутылочку пива и изрядно к ней приложился. Я на другом конце площади поднял свой бокал кьянти. За светлую память так и не познанного нами Орканьи.

Окончание следует

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru