Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 17/3/2008

Пятая колонка // О солдатушках, браво-ребятушках

Михаил Берг

Живя в Америке, я с любопытством слежу за тем, как кинематограф отражает американские страхи, фобии, муки совести. Самый главный страх американца - потеря идентичности.

И ситуация после 11 сентября, вызвавшая исламофобию, и войны в Афганистане и Ираке оказались, понятное дело, серьезным испытанием. После 11 сентября общество, за исключением отдельных интеллектуалов, было единодушно: на нас напали, мы должны отомстить.

Но месть только поначалу кажется святым чувством, потом обязательно выясняется, что это - грязные танцы. Гибнут невиновные, мстители из героев неминуемо превращаются в убийц. Наступает неизбежное отрезвление, и общество со стыдом оборачивается назад, понимая, что давно и тяжело больно, а как выйти из состояния постпатриотического, поствоенного синдрома, не знает.

Лекарство предлагает кинематограф - не только массовый лжец и соблазнитель, но порой и лекарь. За короткое время на экраны американских кинотеатров вышли сразу несколько отчетливо беспощадных к себе фильмов про войну в Ираке - "Redacted" Брайана Де Пальма (неправильно переведенный по-русски как "Без цензуры", тогда как надо бы - "Отредактировано"), "Lions for Lambs" ("Львы для ягнят") Роберта Редфорда, "In the Valley of Elah" ("В долине Эла") Пола Хаггиса.

Самый слабый из них - "Львы для ягнят" - о проблемах интеллектуалов, которые дали себя втянуть в патриотические игры после 11 сентября, когда жизнь вдруг стала такой простой и понятной: нас хотели уничтожить, мы обязаны дать отпор, и какой-то клекот ликования внутри.

Увы, у войны совсем другие законы, и интеллектуал на войне - уже не интеллектуал, а политработник. Нудный, построенный на долгих диалогах фильм как раз об этом - о том, как интеллектуалы, решившие сражаться на стороне справедливости, неизбежно превращаются в пропагандистов, а пропаганда - всегда ложь. И, значит, интеллектуалы виноваты не меньше, чем Пентагон.

"В долине Эла" и "Redacted" о другой извечной проблеме - что происходит с теми солдатами, которые с энтузиазмом отправляются на праведную войну. Ответ известен: они превращаются в грязных убийц, в жестоких безумных садистов, в усталых параноиков, которым реальность кажется такой же фантазией, как их былая жизнь дома.

Неделю назад я прочел статью умного и въедливого критика Юрия Гладильщикова о фильме "Redacted" и не согласился с ним. Он свысока оценивает публицистические усилия режиссера, критикует с эстетических позиций сквозной прием (кстати, характерный не только для "Redacted", но и для ленты "В долине Эла"): псевдодокументальные врезки, снятые в "Redacted" на цифровую камеру, в "В долине Эла" - на камеру мобильного телефона. Снимали, понятное дело, герои Ирака то, что сегодня в России снимают скинхеды и националисты: свои убийства и избиения. Гладильщиков смотрит на это, как смотрит на все умный ироничный постсоветский интеллектуал, ни к чему не относящийся пафосно. Мол, да, война, она у всех нормальных людей вызывает протест - о чем тут говорить?

А говорить на самом деле можно о многом. Например, о том, что (если сравнить американские проблемы и русские) наша культура совершенно не может взглянуть на своего воина-освободителя, воина-мстителя, как на быдло, съехавшее с резьбы настолько, что его действительно можно пожалеть, но при этом обязательно задаться вопросом: кто ответственен за то, что обыкновенных парней из обыкновенной российской (или американской) глубинки отправили воевать с грязными непонятными моджахедами, а они, наши защитники, за несколько месяцев превратились в еще более грязных и еще более жестоких садистов из Тамбова или Иллинойса?

Америка, возможно, допускает не меньше ошибок, чем Россия, но Америка всегда учится на этих ошибках, а Россия - никогда. Так было уже не раз. После вьетнамской войны американский кинематограф заставил общество корчиться от мук совести не только в таких уже классических фильмах, как "Охота на оленей" или "Рожденный 4 июля", но и в десятках, если не сотнях других лент.

Только тот, кто не прощает себе и своей стране совершённые преступления, способствует своему и ее выздоровлению. Там, где эти преступления замалчиваются, происходит, как в России: исторический опыт оказывается бесполезным, он не учитывается в дальнейшем, потому что общество не хочет анализировать ошибки и преступления, а предпочитает о них забыть.

У России никак не меньше войн, чем у Америки. Но можно ли вспомнить хотя бы одно произведение о Великой Отечественной, о Финской кампании, о войне в Афганистане или в Чечне, где наш российский или советский воин был бы показан как грязный жестокий убийца, причем не убийца-извращенец - паршивая овца в стаде, - нет, как стадо озверевших, потерявших человеческий облик убийц и насильников, в которое превратились, превращаются и будут превращаться обыкновенные парни всей земли, ушедшие на войну.

В нашей культуре это невозможно. У нас солдат - святое, он часть народа. А народ всегда прав. Свята и война - ратный подвиг. Увы, русская массовая культура, по преимуществу, мобилизационная, у нее кругом одни враги. Вот поэтому мы и бродим по пустыне, не понимая, что путь вперед возможен только после того, как будут тщательно и без прикрас рассмотрены все до единой ошибки и преступления прошлого. А так - непонятное, непереваренное прошлое, как провалившийся мост. Не пройти вперед, не проехать.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru