Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 26/2/2008

Письма из Англии // Негр Локсли и раввин Сакс // Есть ли в Британии антисемитизм?

Юрий КОЛКЕР // Лондон

Негра звали Локсли... Говорю негра, потому что политическая корректность не должна простираться до идиотизма. По-русски негр не несет исторически никаких отрицательных коннотаций (вспомним, как вся советская Россия любила певца Поля Робсона), а равняться на хулигана - смешно.

Ругательством может стать любое словосочетание, взять хоть "лицо кавказской национальности". Политическая корректность началась не на Западе, как принято думать, а в советской России в 1920-е годы, когда совершенно безобидное слово "жид" объявили вне закона. С чего бы? Во всех европейских языках, исключая только итальянский, именно этот корень взят за основу. А в 1970-е - это мы еще помним - ругательством сделалось слово "еврей"...
Негр Локсли клеил коробки из пластика на фабрике в Боремвуде, графство Хардфоршир, а я состоял при нем подручным. Симпатичный он был парень, веселый, не пил и не курил, в свои сорок лет выглядел на 25. Типичный англичанин. По выходным ловил рыбу в Ла-Манше (куда выходил на моторном катере) и продавал улов соседям. В свободное время занимался художественной фотографией. Поедет с подружкой (непременно белой) в отпуск куда-нибудь в Океанию - и привезет оттуда ошеломляющие пейзажи. Печатал самым современным образом - на аппаратуру не скупился. В итоге хобби превратил в профессию, ушел с фабрики. За снимок размером 60 ( 40 см ему платили по 400 фунтов и больше. Как тут не уйти?

Но когда он еще гнул и клеил пластик, то как человек словоохотливый сказал мне, кивнув в сторону администрации:
- Они там все евреи.

Я, естественно, поинтересовался:
- Локсли, а что дурного в евреях?

Он только что не рассмеялся в ответ:
- Да будто ты сам не знаешь!

Имя расширительное

Что за имя такое: Локсли? Имя как имя. В Англии любое слово может стать именем. Имя собственное с незапамятных времен превращалось в фамилию: возьмем хоть писателей - Генри Джеймс, Дилан Томас, Джером К. Джером. Это - самое простое; суффикс не нужен (суффикс s обычно указывает на валлийское отчество, ставшее фамилией: Адамс, Джонс).

Но что это за "ка" с точкой в имени автора книжки "Трое в лодке, не считая собаки"? Это - Клапка; фамилия, ставшая именем. Да, средним именем, но все же не фамилией. Был в XIX веке такой венгерский революционер Дьердь Клапка, и англичане с их всемирной отзывчивостью отозвались.
В том же веке жил гениальный Изамбард-Кингдом Брюнел, создатель первых гигантских трансатлантических пароходов, железных дорог, мостов; инженер милостью Божьей, Моцарт от сопромата, преобразивший наш мир в ту пору, когда инженерия еще была искусством. Непостижимым образом его не знают советские и российские энциклопедии; но мы сейчас не об этом говорим; мы о том, что его второе (среднее) имя - Кингдом, то есть, хм, королевство.

Говорите, это девичья фамилия матери? Верно, но у инженера это все-таки имя. Что же это за язык такой и что за народ, где человека могут звать Королевством?
Народ - прохладный и свободный. Таков же и язык, стирающий различие между именем и фамилией, не знающий грамматического рода, лишенный личностного интимного тепла до такой степени, что даже скабрезное и мерзкое в нем смягчается. Как раз по этой причине Владимир Набоков затруднялся перевести с английского на русский свой рассказ "Волшебник" (1986); по-русски он становился жарким до непристойности...

В России - не правда ли? - с задушевностью все в порядке (она часто достигается именно суффиксами), зато в ходу всего около ста мужских имен (до 1970-х их было на треть меньше), а в английском - только стандартных, приевшихся всем имен - больше четырех тысяч, да к тому же любое слово годится в качестве имени. Не связана ли свобода в выборе личных имен со свободолюбием и с некоторой холодностью, отрешенностью? За достижения ведь нужно платить: нельзя приобретать, не теряя. Но другая сторона этой прохлады - языковое богатство. В английском языке - 615 000 общеупотребительных слов. Для сравнения: во французском - 100 000, в немецком - 180 000.

Зов предков

Есть ли в Британии антисемитизм? Конечно, есть. Черчилль только из гордости его отрицал. Это ж нужно было такое сказать: "У нас нет антисемитизма, потому англичане не считают себя глупее евреев!" Молодец. Не хотел знать о черни.
А мы скажем так: последовательный христианин даже и должен быть немножко антисемитом. Тут беды еще нет. Один большой коллектив всегда противопоставляет себя другому. И если дело не доходит до газовых камер или процентной нормы в университетах - всё в порядке. Бог с нею, с задушевностью. Евреям, цыганам и мусульманам вовсе не нужно, чтобы другие их любили; им нужно равенство, притом без попыток вразумить и без покровительственной снисходительности.

В этом смысле антисемитизма в Британии действительно нет, а расизм и религиозная нетерпимость осуждены бесповоротно. Католиков узаконили в 1829 году; евреев - стараниями сэра Айзека Голдсмита (1778-1859), первого баронета из евреев - в 1859 году. Для того времени - большое достижение.
Еще раньше, в 1772 году, было принято знаменитое судебное решение (имеющее в Британии силу закона, поскольку суд здесь независим): "Раб, ступивший на английскую землю, становится свободным". При Герцене этим законом воспользовались некоторые из русских крепостных, но - единицы из тысяч, имевших шанс. В 1807 году британский закон запретил ввоз и продажу рабов в колонии, а в 1838 году - и само рабство в колониях. За это достижение поблагодарим квакеров и других сектантов-христиан, веривших деятельно. Прочим колониальным державам пришлось последовать британскому примеру.

Сразу после войны, в 1945 году, социализм в Британии достиг своего пика. Империя распалась. Лейбористы учредили Национальную службу здравоохранения, действующую по сей день, хотя и давно устаревшую; национализировали многое, что потом пришлось опять отдать в частные руки; и позвали "на английскую землю" бывших рабов из Вест-Индии. "Мы не расисты, - уверяли они негров всех оттенков. - Приезжайте, живите и работайте, как дома".
Те приехали во множестве и немало послужили экономическому подъему, хотя вылечил Британию от бедности и разрухи все же, скорее, план Маршалла, чем Вест-Индия. Позже хлынули пакистанцы, сикхи, индусы, иранцы и прочая Месопотамия, арабы, китайцы и весь Дальний Восток. Всем нашлось место.

Британская терпимость имеет глубокие корни. Она исторически обусловлена. О "племенной чистоте" здесь смешно и заикаться. Одного преобладающего племени не было просто никогда - даже до римлян. Англосаксы - такой же миф, как великороссы. Недавняя телевизионная программа высмеяла этот миф.
В наши дни с помощью генетического анализа можно за небольшие деньги получить свою родословную прямо от Адама, точнее, от "черной Евы", нашей общей африканской праматери. Имен в родословной не будет; будет список рас и народов, давших вам жизнь. Картина обычно захватывающая. У азербайджанца обнаруживаются общие предки с американским индейцем, и тут нет никакой мистики - всё прослеживается.

Так вот, телеведущий этой программы, по матери француз, по самоидентификации англичанин, отловил и показал на экране представителей редкой породы - британских расистов. Среди них были такие, кто утверждал: ты - англичанин, если у тебя десять поколений английских предков, а нет - так заткнись. Что вышло?
Смех и грех. У каждого из этих редких зверей (согласившихся на генетический анализ, ибо некоторые испугались) прямо с третьего колена обнаружилась такая экзотика, как цыгане или бирманцы, не говоря уже об испанцах или венграх. Только лорд Теббит, бывший глава консервативной партии, оказался чист... почти чист - среди его предков нашлись французы... Иные из обследованных не хотели верить результатам анализа, грозили подать в суд на телеведущего; но никто не подал.

Раввин Сакс против энтропии

Негру Локсли я ответил бестактностью:

- Ты уверен, что они там евреи? Мне чудится, что они - чернокожие...
И рассказал про "черную Еву", и генетическое богатство негров, от которых мы все произошли; не знаю, что он понял.

Раз в год "Би-Би-Си" выбирает мудрого британца и просит его прочесть по радио так называемые Райтовские лекции (в честь барона Reith'а, создателя и первого руководителя корпорации). В 1993 году эта честь выпала главному раввину Великобритании Джонатану Саксу. Чем он обрадовал мир?
Во-первых, превосходным английским. (В 1998 году это впечатление подтвердила его книга "Политика надежды".) Во-вторых, мыслью о том, что современное государство выигрывает, а не проигрывает от наличия в нем полуоткрытых общин со своими языками и культурами. Это не болезнь, а норма, настаивал Сакс. Общий над всеми закон, общий государственный язык, а остальное - свое. Эту схему, этот status quo нужно всячески поддерживать и развивать.

Дело ясное: пастырь хочет сохранить паству, над которой главенствует. Он-то, конечно, другое говорит: нужно сохранить Библию (а подразумевает, что сохранить ее могут только иудеи), но это отложим. Что он прав по существу, тут и говорить нечего. Вся английская история тому свидетель. Свободы, права человека, терпимость - всё вышло из осознанной островным народом необходимости сосуществовать с другими. Творческая мысль - тоже. Тяга к генетическому единообразию самоубийственна для человечества, и мы знаем, как она проявляется в политике.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru