Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 5/3/2007

Георгий Митрофанов // Полемика с церковными мракобесами должна быть открытой

Юлия ГОРЯВИНА

В Русской православной церкви разразился скандал. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид и еще четыре священника более низкого ранга обвинили нынешнее руководство РПЦ в ереси.

А именно во вмешательстве в политическую жизнь страны, в соглашательстве со светскими властями по поводу введения ИНН, в экуменизме, масонстве, а также в разрушении внутрицерковной демократии, именуемой в православии "соборностью", и в фактической узурпации функций Поместного собора Архиерейским собором.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отреагировал на раздавшуюся с другого конца страны критику молниеносно, заявив, что некие силы таким образом пытаются сорвать подписание Акта о каноническом общении РПЦ и Русской православной церкви заграницей, которое должно состояться 17 мая: "В этом письме, - подчеркнул митрополит Кирилл, - как в зеркале, отражаются протестные настроения небольшой, крайне радикальной группы в РПЦЗ".

Внутрицерковную коллизию комментирует наш постоянный эксперт, церковный историк, профессор СПб духовной академии, магистр богословия, протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ.

- Первоначальная реакция на обращение епископа Диомида могла бы быть охарактеризована как сочетание изумления и одновременно печального веселья. Возникает вопрос: где же в своей епархии епископ Диомид приобрел опыт столь частого общения с экуменистами и масонами, которое обусловило пробуждение у него подобного рода переживаний? Или, возможно, общение с чукотским губернатором Романом Абрамовичем обусловило подобного рода восприятие современной церковной и общественной жизни? Но после первого веселого удивления возникает чувство глубокой печали.

Первое, что невольно приходится констатировать, - это поразительное богословское невежество автора данного заявления, тем более удивительное, что перед нами - зрелый священнослужитель, имеющий светское высшее инженерное образование и высшее богословское образование, около 17 лет являющийся священнослужителем. Приходится предположить, что не все благополучно в нашей системе духовного образования, если из высшей богословской школы выходят выпускники с мировоззрением, столь далеким от подлинной православной богословской культуры.

С другой стороны, поражает политиканский прагматизм этого заявления. По существу, оно носит провокационный характер, о чем уже говорил митрополит Кирилл. Владыка Диомид ведет себя как иерарх, безусловно, провоцирующий церковный раскол. Как же можно было такого священнослужителя ставить даже на Чукотскую кафедру? Как такого рода кандидата в епископы воспринимать всерьез? И возникает еще один вопрос - о кадровой политике в РПЦ.

- И все же, если разбирать обращение епископа Диомида по существу, как бы Вы оценили отдельные его положения?

- Говорить о содержании этого заявления по существу не приходится. Перед нами традиционный набор (характерный для меньшей, но очень крикливой части нашего духовенства) религиозно-политических идеологем, которые весьма созвучны новым темам нашей официальной государственной пропаганды, где такие сюжеты, как "конспирология" и ксенофобские настроения, начинают звучать все более ощутимо. Перед нами не богословский документ, а набор религиозно-политических мифологем, замешанных на исторических и политических комплексах тоталитарной идеологии.

Может показаться, что владыка Диомид отчасти справедливо упрекает нашу иерархию в излишнем сервилизме, готовности полностью поддерживать любую политику любой власти. Но и с этим обвинением нельзя в полной мере согласиться, хотя, безусловно, нашей церковной иерархии следовало бы чаще дистанцироваться от тех или иных политических заявлений некоторых государственных руководителей. Тем более что говорить о какой-то определенной государственной идеологии, соответствующей высоким идеалам православной веры, сейчас не приходится.

Таким образом, имея в виду действительно имеющиеся в нашей церковной жизни проблемы, владыка Диомид пытается взять на себя миссию священнослужителя, настроенного нонконформистски и бросающего вызов церковному истеблишменту. В эпоху всеобщего конформизма, каким становится наше время, подобного рода заявления действительно могут производить впечатление. Но лишь по форме, а не по существу. Существо же этого заявления свидетельствует об очень серьезных проблемах, которые имеют место в нашей церковной жизни. Надеюсь, что реакция нашего священноначалия, которая должна быть определенной и категоричной, позволит сделать необходимые выводы по поводу этих проблем и сможет направить нашу церковную жизнь в верном направлении, внести коррективы в диалог нашей церковной иерархии с нашим церковным народом.

- Какие коррективы, на Ваш взгляд, необходимо внести в первую очередь?

- В обращении владыки Диомида содержатся указания на действительно имеющиеся проблемы в РПЦ. Это прежде всего постоянное откладывание Поместного собора. Одним из аргументов против Поместного собора, к слову, является утверждение, что на нем немудрящие миряне и священнослужители будут выступать с позиций весьма мракобесных, подобных тем, на которых базируется заявление владыки Диомида. Но рано или поздно надо все же начать открытый гласный диалог с представителями всех точек зрения в РПЦ. И бояться Поместного собора не следует.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru