Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Анализ 5/2/2007

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ

"For the times, they are a-changing..."

Bob Dylan, 1964

"This is a story of a man who lived in Utopia..."

Frank Zappa, 1983*

Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил. Ибо до сих пор в полной мере не проявилась его основная интрига.

Всемирная смута

Преодолев хищные и вегетарианские грезы XX века, его преемник пока не предложил ничего взамен. И вакансию сбывшейся (или погибшей - уже не так важно) мечты тут же стали заполнять химеры обезумевшей повседневности, заслоняющие собой истинный смысл наступившей эпохи.
"Международный терроризм" и противостояние Севера и Юга, нескончаемый ливень мигрантов-беженцев, эскалация ксенофобии, стремительно набухающий ближневосточный карбункул, расползание ядерного оружия, усиление в мировой политике авторитарно силовой составляющей и, ко всему прочему, стремительно растущий страх перед бесконтрольной экологической мутацией "планеты людей" - любая из строк этого мрачного перечня могла бы сегодня претендовать на звание "основного сюжета XXI века".

Однако в реальности все они - лишь мерцающие продукты "гниения современности", которые ни в коем случае не стоит принимать за путеводные огни, если, конечно, не иметь целью, в конце концов, угодить в бездонное сердце трясины.
"Болотная первопричина", дающая энергию света всем этим "горячим точкам", состоит в очевидной неспособности современного мира благополучно вписаться в крутой поворот истории, именуемый глобализацией. Сегодня у "глобального человечества" нет ни по-настоящему общепризнанной шкалы ценностей, ни единых правил игры. Отсутствуют, таким образом, основы политики, способной отражать интересы не только мира в целом, но даже той его "передовой части", которая и потянула человечество к пока еще не вполне ясным горизонтам глобализации...

А тем временем "плоть современности" неудержимо растет. И под ее "бесконтрольным" напором расползаются по швам скроенные под скелет холодной войны морально-правовые одеяния ООН - с ее самозваным Совбезом и "метафизической" неспособностью эффективно решать по-настоящему серьезные вопросы, касающиеся всех.
Уперся в тупик и предложенный Западом на исходе прошлого века постмодернистский гибрид неолиберализма и неоконсерватизма как двух основных технологий глобального "улучшения мира".

Формально провозглашенный культ открытого общества и рыночной экономики сам по себе не смог даровать большинству стран мира (независимо от их членства в ВТО) ни демократии, ни устойчивого развития, породив, в конечном счете, лишь миграционное цунами, все более плотно накрывающее сектор "золотого миллиарда" и ставящее под вопрос устойчивость развития его самого.
Что же касается ставки на адресно боевую экспансию западных ценностей в отдельных точках земного шара, то эта доктрина на наших глазах агонизирует в Ираке, где "неоконсервативными" стараниями США спровоцирована война всех против всех и где в итоге достигнута "важная ступень в развитии демократии" в виде висельного помоста для расправ одних варваров над другими.

В итоге хаос, произвол и напряженность в международной жизни неуклонно множатся, и надежд на всемирно-глобальный Город Солнца с каждым годом становится все меньше.
Проще всего, конечно, обрушиться с критикой на тех, кто "не оправдал надежд", - на либерализм, демократию и "мировое сообщество" в целом.

Однако с таким же успехом и "блеском" можно "критиковать" Господа Бога за все жестокости этого мира и несовершенства человеческой природы - более совершенных мира и человека предложить все равно не удастся.
Точно так же вряд ли возможно придумать в сфере экономики что-то лучшее, нежели рынок, свободный от бюрократических пут, а в сфере политики - что-то более достойное, нежели парламентская демократия, единственно обеспечивающая устойчивую обратную связь между обществом и властью. Не найдется внятной альтернативы и идее объединения всех субъектов международного права для мирного обсуждения и решения общих проблем.

Но почему эти идеологически бесспорные принципы построения единого мира - справедливого, неагрессивного, экономически устойчивого - рассыпаются на глазах, образуя безнадежно депрессивную абракадабру?
Беда в том, что хорошие инструменты оказались в негодных руках. Беда в том, что вместо благодетельных врачей, давших клятву Гиппократа, препаратами и скальпелями завладели "эгоистические монстры", стремящиеся лишь к соблазну душ и разделу туш. Имя этим монстрам - национальные государства. Именно их древняя пиратская природа делает невозможным мирное судоходство по великому океану глобализации. Именно они заслоняют сегодня Град земной от Солнца. Именно их затянувшаяся агония наполняет новостную реальность мутным и беспросветным "болотным свечением".

Диагноз - бесперспективность

Тот факт, что национальные государства как историческое явление изжили себя, стал очевиден к исходу прошлого века. Падение советской империи обрушило биполярную мировую иерархию, а также создало несколько ярких прецедентов "государственной самоликвидации" (СССР, ЧССР, СФРЮ). В итоге мир оказался вынужден "заново самоопределяться".

И буквально сразу же открылось, что национальные государства обнаруживают в новых условиях "глобального самоопределения" фундаментальную несостоятельность, испытывая нарастающее давление как "сверху" - со стороны надгосударственных объединений и транснациональных корпораций, - так и "снизу" - со стороны региональных и этнических сообществ. Эту тенденцию на рубеже веков практически "хором" отметили наблюдатели во всем мире.
"Концепция нации, - констатировал незадолго до Миллениума американский политолог Д. Рииф, - находится под ударом с множества сторон... Возможно и даже вероятно, что первые десятилетия нового века будут эрой ускорения эрозии мирового порядка, построенного на системе государств" **.

Прежде всего выявилось, что национально-государственная "скорлупа" все более очевидно препятствует устойчивому экономическому росту современного информационного общества, а также общественной эволюции в целом, на что, в частности, еще в 1995 году указал известный японский политический философ К. Омае, предрекший в XXI веке повсеместный упадок государств-наций.
Как может быть сохранен суверенитет государства, - задавал риторический вопрос Д. Рииф, - когда "многонациональные корпорации настаивают на том, что фундаментальной реальностью интернета является отсутствие ответственных за поток информации?"

"Децентрализация знаний, - развивал ту же мысль историк П. Кеннеди, - работает в пользу индивидуумов и компаний, а не в пользу наций". И вынес диагноз-приговор: "Кризис окружающей среды, рост мирового населения, неконтролируемая переливаемость нашей финансовой системы ведут к тому, что государства попросту входят в состояние коллапса".
Тогда же, на исходе 90-х гг., американский политолог В. Райнеке уверенно заявил, что национальное государство "потеряло монополию на внутренний суверенитет, оно стало принадлежностью прошлого".

Примерно в тот же отрезок времени экономически наиболее развитая часть света - Европа - первой двинулась по пути решительного "разгосударствления" на национальном уровне и свободной ("конфедеративной") интеграции на уровне "большого региона", к которому в итоге отошли многие важные прерогативы национальных государств, включая такую важнейшую "регалию", как осуществление денежной политики.
Наряду с очевидной экономической бесперспективностью традиционных национальных государств едва ли не еще более контрастно в условиях "заново самоопределяющегося мира" проявилась их морально-политическая несостоятельность - как единственно легитимных и, главное, эффективных социальных арбитров, призванных регулировать жизнь своих граждан. Как показывают данные опросов, в последние годы повсеместно - в Европе, в США, в странах Азии, - снизился общий уровень "фонового" доверия граждан к правительствам как к институтам власти, безотносительно к их текущему партийному и персональному составам.

С конца 90-х гг. в Европе происходит перманентный процесс государственной "деволюции"***, суть которого в том, что центр добровольно "октроирует" регионам все больше свобод и возможностей для полноценной самореализации. Одновременно многие еврорегионы - Каталония, Страна Басков, Фландрия, Северная Италия, Черногория и другие, - не дожидаясь "милостей" сверху, решительно двинулись в самостоятельный поход за независимостью, уже успев добиться на этом пути весьма важных успехов.
"Разгосударствление" происходит на уровне массовой психологии европейцев. Согласно только что проведенному опросу, 59% англичан и 52% шотландцев выступают за полное государственное размежевание Англии и Шотландии и проведение между ними границы. 62% французов готовы предоставить Корсике предельно широкую автономию. А когда в конце прошлого года бельгийское ТВ решило разыграть телезрителей сообщением о том, что фламандцы окончательно отделились от валлонов, практически все жители страны поначалу проглотили эту "утку" как вполне достоверную информацию.

Те же "местнические ветры" - хотя и не так неодолимо - дуют и за океаном. В ноябре 2006 года граждане Квебека, до этого уже дважды проводившие референдум об отделении от Канады (последний раз сепаратистам-франкофонам не хватило менее процента голосов), добились того, что парламент страны официально признал их "нацией".
И даже в "суперимперии современности" - США (правда, являющейся "империей" больше для остального мира, чем для собственных граждан) - налицо признаки "регионалистского брожения". На Аляске еще в 1990 году был избран губернатор, базирующийся на "неярко, но определенно" выраженной сецессионистской платформе. В 1998 году губернатор Гавайев призвал гаитянцев и других жителей островов "выдвинуть план достижения Гавайями суверенности". А буквально пару месяцев назад губернатор Калифорнии А. Шварценеггер публично выразил недовольство тем, что его однопартиец - президент страны Джордж Буш - препятствует проведению штатом Калифорния автономной экологической политики, направленной на радикальное сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.

О "кризисе национальной идентичности", наблюдаемом во всех государствах Запада, включая США, в интервью газете Le Figaro заявляет известный политолог, профессор Гарвардского университета С. Хантингтон.
"Экзистенциальный кризис" национальной государственности, который в развитых странах Запада разрешается хотя и не без шероховатостей, однако в целом мирно эволюционно, в остальных частях мира, по большей части, выглядит как бесконечно тупиковая "война на износ" между "центральными правительствами" и разного рода "террористами" и "сепаратистами".

Распад в конце XX века прежней системы геополитических блоков, а также нескольких многонациональных государств в очередной раз напомнил миру о глубочайшей несправедливости едва ли не всех существующих границ, в пределах которых одни народы (племена, конфессии) волею судеб получили привилегированный статус, в то время как другие оказались обречены на "второсортность".
Сегодня вся политическая карта мира плотно усеяна кровоточащими язвами межнациональных конфликтов, в основе которых всегда одно и то же - нежелание одних сообществ уживаться в пределах единой "национальной государственности" с другими - как правило, более многочисленными сообществами. "Приливная волна сецессионизма, обрушившаяся на весь мир сегодня, является не только продуктом древних националистических импульсов и катастрофических социальных волнений, - отмечает в этой связи политолог Х. Энрикес в статье "Слишком много флагов?". - Она движима и глобализацией, которая не оставляет нетронутой ни одну страну мира".

Внимание СМИ в массе приковано лишь к нескольким "горячим точкам", в которых пересеклись интересы крупнейших игроков мировой политики. Однако в реальности главной силой, которая ведет отчаянную и бескомпромиссную войну за глобальный передел мира, являются не пресловутые "сверхдержавы", грызущиеся за "сферы" и "ресурсы", а многочисленные национально-территориальные меньшинства, сражающиеся за независимость. Именно эта война является самой кровопролитной, продолжительной и, что наиболее мрачно, в рамках нынешней модели мирового устройства практически неостановимой.
За последние 15-20 лет только в Африке в ходе столкновений между различными народами и племенами, искусственно загнанными европейцами-колонизаторами в произвольно нарезанные модули "национальных государств" (44% границ проведены по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным линиям), погибли миллионы людей. До 4 млн. жизней унесли конфликты, раздиравшие в 80-е гг. Эфиопию, Мозамбик, Анголу, Уганду, Сомали и Судан (за последние годы в Судане погибли еще около 500 тыс. человек). Война, вспыхнувшая в 1998 году в Демократической республике Конго, погубила 3 млн. человек. Кошмарная резня между тутси и хуту (к слову, лишь "скользнувшая" по "глобальному" пространству мировых СМИ) закончилась гибелью примерно 2 млн. человек. Этот адский список бесконечен...

Нет нужды, наверное, перечислять все очаги боевого сецессионизма (многие из которых общеизвестны), с разной степенью жара полыхающие в Азии, Европе, Латинской Америке, на территории бывшего СССР. Их десятки, если не сотни. Именно от них, в конечном счете, исходит самый грозный вызов современному миропорядку (а точнее, "миробеспорядку"). С ними напрямую связана и прочно демонизированная химера "международного терроризма", гипнотически толкающая либеральный Запад в омут авторитаризма, ксенофобии и неоколониальных авантюр.
Достаточно, наверное, напомнить, что в основе мирового "конфликта №1", являющегося поистине Везувием международной нестабильности, лежит все та же сепаратистская канва, а именно стремление арабов Палестины к полной государственной независимости от Израиля.

Это "страшное" слово - "свобода"...

Казалось бы, человечество вплотную подошло к тому, чтобы выработать принципиально новый подход к жизненно важным проблемам, кажущимся сегодня фундаментально неразрешимыми. А именно к тому, чтобы почетный титул "священной коровы современности" был отнят у государств - этих капралов, первыми взявших палку - и передан тем, кто им по праву должен владеть, - обществам, стремящимся к самостоятельности.
В общем, робкое движение в этом направлении есть. Еще в начале 1990-х гг. генсек ООН П. де Куэльяр отметил "возможно, необратимый поворот" в отношении западной общественности к проблеме "защиты угнетенных" и формирование нового убеждения "в том, что во имя морали следует границы и легальные документы поставить ниже заботы о терпящих лишения". А консультировавший президента США Клинтона профессор М. Мандельбаум заключил, что "священность существующих суверенных границ уже не принимается мировым сообществом полностью".
Однако на сегодня официального международного признания добились лишь единицы самовольно отложившихся территорий: Эритрея, Восточный Тимор - и, похоже, всё. Как кот возле "слишком горячего плова", нетерпеливо кружится мировое сообщество вокруг проблемы независимости для Косово.
Еще одна головоломка для Евросоюза - вопрос официального признания Турецкой Республики Северного Кипра. Судя по всему, и рады бы, да, увы, не могут, не жертвуя принципом "национально-государственного суверенитета", Испания и Великобритания отпустить "с Богом на волю" Страну Басков и Ольстер. И т.д.

Окончание следует

* - "Ведь времена - они меняются..." (Боб Дилан); "Это рассказ о человеке, который жил в Утопии..." (Фрэнк Заппа).

** - Здесь и далее в данном разделе цит. по: Уткин А.И. Поле грядущей битвы. - М.: Алгоритм, 2004.

*** - Термин "деволюция" предложили в 1997 году британские лейбористы, выступившие с идеей передачи значительной доли государственных полномочий на уровень региональных парламентов - Шотландского, Валлийского и Североирландского.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Окончание.
Подробнее 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Подробнее 

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России
В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Подробнее 

Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Подробнее 

Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России?
Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Подробнее 

Нации в транзите // Разбегание славян?
Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Подробнее 

Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам"
Андрей Заостровцев .
Подробнее 

Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки
Случилось страшное.
Подробнее 

Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство
К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Подробнее 

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?
В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Подробнее 

Основы путинизма // Как распадаются режимы
При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Подробнее 

Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката
В мире встречаются разного рода корпорации.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru