Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Анализ 22/1/2007

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России

Андрей Заостровцев

В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти". Потом она стала "суверенной демократией". Как все это сказалось на качестве государства?

А теперь - Всемирный банк

Для начала кратко напомним читателю - как любят говорить телевизионщики - "содержание предыдущих серий" (в нашем случае - статей серии "Мир и страна") в части основных характеристик государства российского.

Индекс демократии-2006 от Economist Intelligence Unit отнес Россию на 102-е место в мире из 167 оцененных стран, причислив ее к гибридным режимам (поставил ровно посредине между "ущербной демократией" и "автократией").
По показателю экономической свободы от Фонда "Наследие", России, несмотря на макроэкономическую стабилизацию и либерализацию, мешает прогрессировать, в первую очередь, никудышное состояние прав собственности - сфера прямой ответственности государства.

При ранжировании стран по глобальной конкурентоспособности, осуществляемом Всемирным экономическим форумом, Россию также не спасают макроэкономические достижения. 62-е место из 125, причем по качеству институтов (фактически качеству государства) Россия слетела с 88-го места (доклад 2004 г.) до 125-го (доклад 2006 г.).
И, наконец, по уровню коррупции (которую можно трактовать в соответствии с изначальным значением слова как гниение или разложение государства) Россия в последнем докладе организации Transparency International поставлена на 121-е место из 163 стран.

Неужели же нет никого в мире, кто видит в путинской "вертикализации" и сурковской "суверенизации" прогресс государства российского? Может быть, поможет Всемирный банк, который всегда отличался тем, что видел в России то хорошее, что другие в ней почему-то не замечали?
Что ж, обратимся к фундаментальному проекту этого банка по глобальному исследованию качества государственного управления. Последнее из исследований охватывает период с 1996 г. и до конца 2005 г. Этот доклад и в самом деле представляет российскую государственность в несколько лучшем свете. Однако, в сущности, это различие не столь велико.

Качественные государственные институты в длительном периоде повышают душевой доход и стимулируют экономический рост. Эту истину экономисты доказали, можно сказать, математически. Отсутствие таковых институтов может быть компенсировано в краткосрочной перспективе везением (типа повышения мировых цен на природные ресурсы). Но оно, как известно, недолговечно.

Как измерить качество государства?

Сначала о том, что измеряется. Качество государства оценивается по шести параметрам.

1. Голосование и подотчетность (ГП). Определяет степень, в какой граждане способны участвовать в выборах своего правительства, а также свободу слова, ассоциаций и СМИ.

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (ПС). Восприятие вероятности того, что правительство будет дестабилизировано или свергнуто неконституционными методами, включая политическое насилие и терроризм.

3. Эффективность правительства (ЭП). Качество общественных услуг и гражданских служб, степень их независимости от политического давления; качество постановки и реализации политических задач, а также надежность приверженности государства их выполнению.

4. Качество регулирования (КР). Способность государства проводить надежную политику, позволяющую осуществлять развитие частного сектора.

5. Правовой режим (ПР). Степень доверия и следования правовым нормам.

6. Контроль коррупции (КК). Степень, в какой общественная власть используется в частных интересах, включая коррупцию, в том числе "захват" государства элитами и частными лицами.
Обобщенной оценки качества государственного управления не предлагается. Каждый из вышеперечисленных параметров оценивается по отдельности. Используются два вида измерителей.

Во-первых, перцентильный ранг страны. Так, если страна находится на уровне 75%, то это означает, что у четверти рассмотренных стран дела обстоят лучше, а у трех четвертей - хуже. Если на уровне 25%, то наоборот.
Во-вторых, специальные оценки в интервале от -2,5 до +2,5 (в отдельных случаях, когда оценки тех или иных параметров качества государственного управления очень высоки или, напротив, очень низки, они могли выходить за пределы этого интервала). Чем оценки выше, тем лучше.

Для полноты картины добавим, что в последнем исследовании рассматривались 213 стран на основе 276 переменных, характеризующих различные аспекты государственного управления. Всего было задействовано более 30 источников данных, предоставленных 25 различными организациями.

Что же получилось?

Перцентильные оценки качества государственного управления по всем шести параметрам представлены в таблице 1. Выбраны различные страны с различных континентов. Как лидеры, так и середняки с аутсайдерами. Россия, как видим, ближе к последним. Заметим, что по всем параметрам она проигрывает Украине. А по первому параметру даже Венесуэле.

Таблица 1. Оценки качества государственного управления


Страны Параметры качества государственного управления (перцентильные ранги)
ГП ПС ЭП КР ПР КК
Финляндия 99,5 97,6 98,6 98,5 97,8 99,5
США 88,9 48,6 91,9 93,1 91,8 91,6
Эстония 84,1 67,5 82,8 91,1 97,6 79,8
Чили 82,5 75,9 86,1 90,6 87,4 89,7
Южная Африка 70,5 41,5 75,6 67,3 57,0 69,5
Гана 58,6 50,5 53,6 49,5 48,3 45,3
Украина 40,1 32,1 40,2 47,0 34,8 34,5
Россия 25,6 18,9 38,8 43,6 21,7 28,1
Беларусь 5,3 44,8 10,5 6,4 15,0 19,2
Венесуэла 31,9 11,8 23,0 12,4 9,2 16,7
Зимбабве 6,8 7,5 4,3 1,0 4,3 5,4

Кстати, это обстоятельство неплохо подтверждает суверенный лик нашей демократии. Демократия в провозглашенном Владиславом Сурковым словосочетании имеет ненамного больше сходства с общепринятым пониманием демократии, чем знаменитая социалистическая демократия ("новый и высший тип демократии"). Типичный "новоязовский" прием ("война - это мир" и т.д.).
А вот в слове "суверенная" прячется подлинный смысл. Под "суверенностью" здесь стоит понимать независимость и обособленность власти от граждан, коих-то и гражданами в силу этого назвать трудно, - скорее, подданными.

Однако, может быть, столь низкие российские показатели - результат старта с низких позиций? Может быть, Владимир Путин унаследовал полностью "провалившееся" государство?
То, что это не так, показывает таблица 2, в которой использованы другие оценки, позволяющие видеть процессы изменения качества государственного управления по годам. Глядя на них, убеждаешься, что в целом никакого заметного прогресса, по сравнению с ельцинской эпохой, не наблюдается.

Улучшилось положение дел в сферах эффективности правительства и качества регулирования. Зато по "голосованию и подотчетности" явно скатились вниз. При этом надо подчеркнуть, что по всем параметрам (кроме контроля коррупции) оценки за 2005 г. ниже, чем за 2004 г. Даже с пресловутой "стабильностью" ничего не получается - она заметно ниже в 2005-м, чем в 1998 и 2000 годах.
Для контраста в той же таблице 2 представлены аналогичные данные по Эстонии. У нас любят часто повторять, что там много жителей - неграждане, которые не имеют права голосовать на парламентских выборах. Как будто в России голоса граждан что-то решают! В "суверенной демократии" все неграждане.

Государство российское - это ядро, привязанное к ногам общества. Его услуги все больше "медвежьи". Однако большинство россиян воспринимает такое состояние как комфортное, пока нефтегазовые скважины вкупе с мировыми ценами позволяют не очень утруждать себя и видеть в государстве благодетеля.
В мире же эксперты единодушно оценивают качество государства российского на уровне "Жигулей". Конечно, оно - порок России, но это - для наших антиподов за рубежом (и внутренних отщепенцев). А так все хорошо: президент - на месте, соратники - рядом.

Таблица 2. Динамика оценок параметров качества государственного управления


1996 1998 2000 2002 2003 2004 2005
Голосование и подотчетность
Россия -0,43 -0,26 -0,47 -0,45 -0,68 -0,79 -0,85
Эстония 0,72 0,78 0,89 0,97 0,99 1,10 1,05
Политическая стабильность и отсутствие насилия
Россия -1,17 -0,68 -0,74 -0,60 -0,64 -1,02 -1,07
Эстония 0,60 0,74 0,64 0,89 1,04 0,92 0,68
Эффективность правительства
Россия -0,79 -0,62 -0,70 -0,47 -0,34 -0,37 -0,45
Эстония 0,53 0,45 1,04 0,82 1,04 0,95 1,03
Качество регулирования
Россия -0,64 -0,39 -1,64 -0,38 -0,34 -0,23 -0,29
Эстония 1,23 0,95 1,24 1,40 1,45 1,43 1,45
Правовой режим
Россия -0,90 -0,90 -0,99 -0,90 -0,86 -0,81 -0,84
Эстония 0,30 0,44 0,63 0,72 0,74 0,88 0,82
Контроль коррупции
Россия -0,78 -0,76 -1,04 -0,96 -0,82 -0,81 -0,74
Эстония 0,07 0,43 0,71 0,70 0,79 0,86 0,88
Назад Назад Наверх Наверх

 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Окончание.
Подробнее 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Подробнее 

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России
В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Подробнее 

Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Подробнее 

Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России?
Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Подробнее 

Нации в транзите // Разбегание славян?
Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Подробнее 

Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам"
Андрей Заостровцев .
Подробнее 

Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки
Случилось страшное.
Подробнее 

Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство
К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Подробнее 

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?
В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Подробнее 

Основы путинизма // Как распадаются режимы
При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Подробнее 

Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката
В мире встречаются разного рода корпорации.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru