Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Телекоммуникации 13/3/2006

Связисты нашли, где удваивать

Юрий БРЮКВИН

Начиная с 1999 года, абонентские базы российских "сотовиков" — из расчета "проданных SIM-карт" — ежегодно удваивались. Но по итогам прошлого года, количество пользователей мобильной связи выросло "всего лишь" на 67%. Однако на отечественном телекоммуникационном рынке обнаружился другой крупный и весьма перспективный сегмент, в котором абонентская база растет почти на 100% в год.

Речь идет о рынке широкополосного доступа в Интернет (ШДИ), объем которого, по данным отраслевых аналитиков, в 2005 году вырос до $ 991 млн. Правда, большую часть этих средств — примерно 77% (или $ 767 млн.) — сгенерировали корпоративные клиенты. По некоторым оценкам, сейчас в России насчитывается около 400 000 корпоративных пользователей ШДИ. Соответственно, около 1,1 млн. физлиц, располагающих широкополосным Интернет-доступом, в 2005-м принесли операторам около $ 224 млн.

Сейчас в стране насчитывается 1,545 млн. пользователей ШДИ. К концу года их количество почти удвоится и составит 2,9 млн. (см. график). Любопытно, что удвоение клиентской базы в сегменте ШДИ началось еще в 2003-м. Но до недавнего времени операторы не спешили инвестировать в этот сектор.

Дело в том, что мелкие и даже средние провайдеры не могли профинансировать строительство сетей широкополосного доступа, рассчитанных на массовый рынок. А крупные телекоммуникационные холдинги не торопились с капвложениями, надеясь поучаствовать в приватизации "Связьинвеста" (межрегиональные компании которого располагают необходимой для внедрения ШДИ инфраструктурой).

В результате широкополосный доступ получил мощный импульс развития по инициативе снизу. Стали создаваться так называемые "домашние сети". На заре компьютеризации они организовывались для межпользовательских игр (типа Doom и Quake). А в 2000-х годах "перепрофилировались" под коллективный доступ в Интернет и получили широкое распространение. Сейчас в Петербурге насчитывается свыше 50 совершенно разноплановых домашних сетей. Кроме того, "домашние сети" развивают такие крупные игроки телекоммуникационного рынка, как "ПетерСтар", "Ланк телеком", "Матрикс" и др. В общей сложности все "домашние сети" в СПб обслуживают порядка 20 000 пользователей.

Впрочем, наиболее востребованной технологией для внедрения ШДИ стала "цифровая абонентская линия" — Digital Subscriber Line (DSL). Пока крупнейшим провайдером xDSL-услуг в СПб остается "Вэб Плас", который, по данным на февраль, обслуживал 28 000 пользователей ШДИ. Но стремительно растет популярность бренда "Авангард", под которым услуги собственной xDSL-сети продвигает признанный оператор "Северо-Западный Телеком" (в лице своего местного филиала "Петербургская телефонная сеть" — ПТС). В компании рассчитывают в течение 2006 года привлечь 50 000 клиентов ШДИ. "Вэб Плас" также продекларировал намерение к концу года довести количество обслуживаемых абонентов до 50 000. В ПТС, кстати сказать, потенциал петербургского рынка Интернет доступа по технологии xDSL оценивают примерно в 150 000 пользователей — "по крайней мере, в обозримой перспективе".

На местном рынке ШДИ также существует "темная лошадка" в лице крупнейшего провайдера услуг кабельного телевидения (КТВ) ОАО "Телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"" (ТКТ). В настоящее время ТКТ, контролирующее около 70% СПб рынка КТВ, предоставляет услуги выделенного доступа в Интернет по сетям кабельного телевидения в Московском, Адмиралтейском, Петроградском и Приморском районах.

Претензии на перспективный и растущий рынок ШДИ также могут предъявить и другие участники рынка. Так, на прошлой неделе менеджмент "Голден Телекома" заявил, что в 2006 году холдинг намерен активно развивать услуги широкополосного доступа в Интернет. В частности, в Москве оператор, который изначально не был представлен в этом сегменте, решил наверстать упущенное, построив крупнейшую в стране сеть беспроводного широкополосного доступа в Интернет. По итогам 2005 года, телекоммуникационный холдинг зафиксировал 2,2%-ное сокращение выручки — до $ 44,5 млн. — от услуг коммутируемого доступа в Интернет.

"Снижение среднемесячного дохода на абонента в сегменте коммутируемого доступа к сети Интернет обусловлено, прежде всего, меняющейся демографией абонентов. Количество абонентов, пользующихся услугами [коммутируемого] Интернет-доступа, в регионах растет, а в Москве — сокращается. В столице компания испытывает конкурентное давление со стороны провайдеров, использующих другие технологии доступа в Интернет", — говорится в сообщении "Голден Телекома".

За пределами Москвы телекоммуникационный холдинг развернул 870 DSL-узлов суммарной емкостью 25 260 портов. Из них 17 030 уже задействованы.

Коммутируемый доступ востребован даже в США

В США насчитывается 45,4 млн. пользователей ШДИ. Несмотря на это, порядка 35 млн. американцев подключаются к Сети с помощью коммутируемого доступа. Такие цифры проводит в своем отчете исследовательская компания Leichtman Research.

По оценкам аналитиков Leichtman Research, около 24,3 млн. пользователей ШДИ в Соединенных Штатах являются клиентами КТВ-операторов. Еще 18,5 млн. абонентов подключены к Сети с помощью технологии xDSL. Начиная с 2002 года на американском рынке ШДИ доминировали КТВ-сети, которые предлагали услуги Интернет-доступа чуть дороже, чем xDSL-операторы, но зато на более высоких скоростях. Однако минувший год, как отмечают эксперты Leichtman Research, стал переломным. В 2005 году провайдерам, использующим технологию xDSL, удалось привлечь 5,2 млн. клиентов, тогда как КТВ-операторы увеличили консолидированную абонентскую базу "всего лишь" на 4,4 пользователей.

По оценкам аналитиков, 20 крупнейших американских компаний, предоставляющих услуги ШДИ, контролируют 94% рынка. Ведущими провайдерами широкополосного доступа являются КТВ-операторы Comcast (8,52 млн. клиентов) и Time Warner (4,822 млн.), а также xDSL-операторы AT&T (6,921 млн.) и Verizon (5,144 млн.).

Назад Назад Наверх Наверх

 

ПетерСтар вышел на пограничную частоту
Компания "ПетерСтар" — крупнейший альтернативный телефонный оператор Северо-Западного региона — получила в Пскове полосу частот в диапазоне 2,4 ГГц и в "ближайшее время" собирается развернуть в городе беспроводную сеть широкополосного доступа.
Подробнее 

Охал дядя, на чужие деньги глядя
Расстановка сил на отечественном рынке сотовой связи, рассчитанная по выручке операторов, заметно отличается от "традиционной" картины, когда доли оцениваются исходя из количества активных SIM-карт.
Подробнее 

"Питер по-прежнему контрабасит"
Евгений Чичваркин, председатель Совета директоров и совладелец компании "Евросеть", крупнейшего российского ритейлера мобильных телефонов, публично поклялся в легальном происхождении 167 500 "трубок" Motorola, изъятых "силовиками".
Подробнее 

На Северо-Западе ужесточат контроль за импортом "трубок"
Таможенники Северо-Запада намерены ужесточить контроль за импортом мобильных телефонов.
Подробнее 

Билайн забеспокоился о третьем поколении
Второй по величине сотовый оператор России "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") официально признал, что отраслевое министерство может отказать компании в выдаче лицензии на мобильную связь третьего поколения (3G).
Подробнее 

Хакера оштрафовали и лишили компьютера
В Череповце завершился судебный процесс над хакером, взломавшим базы двух крупных операторов мобильной связи Вологодской области.
Подробнее 

Еще один "китайский связной"
На отечественном рынке сотовых телефонов в скором времени может появиться новый амбициозный игрок.
Подробнее 

Уважаемые коллеги!
Руководство и коллектив ОАО "Связьинвест" выражает искренние соболезнования по случаю кончины Певцова Николая Владимировича.
Подробнее 

Телефон подорожает "в пределах инфляции"
Петербургские связисты частично дезавуировали заявление зам.
Подробнее 

Невозможное возможно
В текущем году зарплата российских почтальонов, как ожидается, вырастет на 30%.
Подробнее 

"Черно-желтый" оказался "золотым"
Телекоммуникационный холдинг "Голден Телеком" обнародовал некоторые сведения о состоянии и структуре своей абонентской базы.
Подробнее 

Связисты нашли, где удваивать
Начиная с 1999 года, абонентские базы российских "сотовиков" — из расчета "проданных SIM-карт" — ежегодно удваивались.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru