Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Технологии 25/8/2003

Бонусы на "бесплатный сыр" Рынок прошел по ступеням "тарифной эволюции"

Василий БУГОВСКИЙ, Михаил ЮРЬЕВ

Рынок сотовой связи к нынешней осени прошел все ступени "тарифной эволюции". Операторы заманивали клиентов "одноцентовиком", "бесплатными входящими" и даже посулами приплачивать пользователям за некоторые виды звонков.

После демонополизации СПб рынка сотовой связи местные операторы повели борьбу за абонентов, в основном, путем изменения тарифов на внутрисетевые звонки.
Так, "Телеком XXI" — 100%-ная "дочка" "Мобильных телесистем" (МТС), располагающая лицензией GSM-900/1800 на Северо-Западный регион РФ, — для вторжения на местный рынок установила стоимость исходящих внутрисетевых звонков в один цент. Следующий шаг в "тарифной эволюции" сделал северо-западный филиал "Би Лайн GSM", внедривший модифицированный тариф "Би + Хит" с бесплатными входящими со всех мобильных. Столичный "Мегафон" взошел на более высокую ступень "тарифной эволюции", пообещав платить пользователям своего нового тарифа "О'Лайт" по $ 0,01 за некоторые виды звонков (например, если им позвонит любой абонент московского сотового оператора с федеральным номером и проговорит с ними не менее минуты).
Еще более агрессивный маркетинговый ход сделал "Скайлинк", петербургский оператор сети CDMA-450. Компания изначально исповедывала тарифную политику "полной безлимитности": за фиксированную месячную плату абонент мог бесплатно звонить как на городские, так и на сотовые телефоны всех петербургских операторов. При этом безлимитный тариф у "Скайлинка" стоил в 3,3 раза дешевле, чем у GSM-операторов.

Однако затем "Скайлинк" ввел новые тарифные планы "Менеджер" и "Старший менеджер" с более низкой, чем на "полностью безлимитных" тарифах, абонентской платой. При этом в семейство тарифов "Менеджер" включено 300 и 400 предоплаченных "городских" минут (на федеральный и городской номера, соответственно), зато все входящие и исходящие вызовы в сети других сотовых компаний остались бесплатными.

"Мы решили дать нашим абонентам возможность сэкономить на абонентской плате. Львиная доля наших клиентов — деловые люди, которые не сидят на месте, а находятся в движении. Такие бизнесмены, в основном, совершают звонки абонентам сотовых компаний. Зачем же им платить деньги за вызовы на городские телефоны?" — комментирует ценовую политику своей компании директор по маркетингу "Скайлинка" Дмитрий Александров.

"Инициативы, связанные со снижением тарифов на разговоры между сотовыми сетями, стимулируют приток абонентов, и ничего не стоят для операторов", — объясняет Антон Погребинский, аналитик ACM-Consulting. В отличие от операторов фиксированных телефонных сетей, "сотовики" не платят друг другу за пропуск трафика. Проще говоря, компании мобильной связи не ведут взаиморасчетов за звонки, совершенные абонентами одной сотовой сети (скажем, "Мегафона") клиентам другой (например, МТС).

Каждая ступень "тарифной эволюции" позволяет сотовым компаниям существенно увеличить темпы новых подключений. Так, МТС сумели отвоевать у конкурента 35%-ную долю рынка и стать вторым в СПб оператором-"миллионером" (обслуживающим в петербургской лицензионной зоне, в которую входят город и область, свыше миллиона пользователей). С появлением тарифного плана "Би + Хит" с бесплатными входящими со всех мобильных доля чистых подключений "Би Лайн GSM" возросла с 18% в мае до 30% в июле. Столичный "Мегафон" отрапортовал, что за три недели на тариф "О'Лайт" подключилось свыше 50 000 человек. В результате московская абонентская база компании выросла более чем на 10%.

Сейчас ежемесячно компании мобильной связи подключают в СПб от 100-110 тыс. абонентов, и, по оценкам аналитиков, значительная их часть на самом деле является "переподключающимися" пользователями. Иными словами, контракты заключают клиенты, которые уже имеют договора с местными "сотовиками".

"Если бы все сегодняшние подключения новых абонентов были действительно „новыми“, уровень проникновения сотовой связи в Петербурге уже приблизился бы к 100%-ной отметке", — говорит Игорь Заруднев, коммерческий директор северо-западного филиала "Би Лайн GSM".

В столице почти половина всех новых подключений приходится на абонентов, которых московские компании мобильной связи переманивают друг у друга. По Петербургу — по ряду причин — такая статистика отсутствует. Но можно с большой долей уверенности предположить, что процент абонентов-"перебежчиков" (мигрирующих из одной сотовой сети в другую в поисках "бесплатного сыра") у нас сопоставим с данными по Москве.

По данным исследовательской компании J'son & Partners, в петербургской лицензионной зоне "трубками" обзавелись более 45% жителей — около 3 млн. человек, тогда как стационарных телефонов насчитывается около 2,5 млн. И эта диспропорция с каждым днем увеличивается.

"Безусловно, рынок идет к „мобильной безлимитке“. Сотовый трафик растет, и сейчас количество разговоров „трубка-трубка“ уже значительно превышает число вызовов с „мобильника“ на городские телефоны. Однако говорить, что проводной трафик исчезает, рановато", — размышляет г-н Погребинский.

По словам Дмитрия Александрова, динамика подключений на семейство тарифов "Менеджер" свидетельствует, что рынок воспринял тарифные планы с бесплатными звонками абонентам других сотовых сетей "как ту же „безлимитку“, только за меньшие деньги".

Бонусы на звонки между сотовыми сетями позволяют абонентам экономить практически на всех разговорах. В результате у операторов сокращается показатель средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента ARPU (average revenue per user). Поэтому, выполнив план по привлечению клиентов, cотовые компании переходят от "внутрисетевых инициатив" к маркетинговой политике, направленной, с одной стороны, на удержание существующих пользователей, а с другой — на сохранение показателя средней выручки на одного абонента.

МТС уже дважды — в январе и июле — пересматривали "льготные тарифы" на исходящие звонки внутри своей петербургской сети — в сторону увеличения, разумеется. C 1 сентября тариф "Би + Хит", который изначально позиционировался как "весенне-летнее предложение", будет закрыт на подключение. (Правда, Игорь Заруднев оговорился, что осенью компания "планирует выступить с другими, не менее интересными для пользователей, маркетинговыми инициативами").

В отличие от GSM-операторов, "Скайлинк" не намерен отказываться от тарифов с бесплатными звонками между сотовыми сетями. "Мы будем развивать наши „внутрисетевые инициативы“ — так называемую „мобильную безлимитку“", — заверил Дмитрий Александров. По его словам, "Скайлинк" располагает достаточным техническим ресурсом: "Мы планируем к октябрю увеличить пропускную способность нашей сети в Петербурге почти на четверть, установив еще 15 базовых станций в дополнение к работающим 66".

Впрочем, GSM-операторы пока не рассматривают "Скайлинк" как серьезного конкурента, указывая на то, что модельный ряд телефонов CDMA-450 сейчас состоит всего из 2 аппаратов. В то же время телефон стандарта CDMA-450 является гарантией лояльности абонентов: этот аппарат не работает в сетях других петербургских операторов, поэтому у "Скайлинка" априори нет клиентов-"перебежчиков".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Виктор КОРЕШ: "ПетерСтар" развивается вместе с клиентами
Компания "ПетерСтар", крупнейший в СПб альтернативный оператор телефонной связи, по итогам 2003 года стала лауреатом всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия", организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой России и Экспертным институтом РСПП при поддержке правительства РФ.
Подробнее 

"Би Лайн GSM" опутал сетями полсотни регионовn // компания заработала в Великом Новгороде
Санкт-Петербургский филиал "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн GSM") реализовал свой первый самостоятельный региональный проект, запустив в коммерческую эксплуатацию сеть в Великом Новгороде.
Подробнее 

"ПетерСтар" нацелился на Москву и Северо-Запад
"ПетерСтар" - крупнейший альтернативный оператор связи СПб - намерен довести объем инвестиций в 2003 году до $ 15 млн.
Подробнее 

"Би Лайн GSM": "Компания" для бизнеса
"Би Лайн GSM" вышел на рынок корпоративных пользователей Петербурга, приступив к реализации бизнес-программы bee2b.
Подробнее 

"Би Лайн GSNI" торпедировал рынок тремя удачными маркетинговыми акциями
Исследовательская компания ACM-consulting опубликовала отчет об итогах работы СПб сотовых операторов в сентябре.
Подробнее 

Сестры сыграли в дочки-матери "ПетерСтар" приобрел 100% акций BCL
Телекоммуникационная компания "ПетерСтар" - крупнейший альтернативный оператор СПб - объявила о завершении сделки по приобретению 100% акций Baltic Communications Limited (BCL).
Подробнее 

Из чего состоит "приданое" BCL
Клиентская база BCL насчитывает несколько десятков бизнес-центров, гостиниц (в том числе 5-звездочные), а также ряд крупных корпораций.
Подробнее 

"Мобильный офис": мини-шоу большого бизнеса
Бурное развитие в Петербурге беспроводных технологий, позволяющих быстро и мобильно передавать большие объемы информации, стало причиной рождения нового сегмента рынка - решений, связанных с организацией так называемого "мобильного офиса".
Подробнее 

Карты "Би Лайна" стали "вечными"
Николай Прянишников, первый вице-президент и коммерческий директор "Би Лайн GSM", на пресс-конференции в Петербурге объявил "о новых тарифных инициативах" компании.
Подробнее 

Стивен Гарднер: "ПетерСтар" - клиентская компания
Телефонная компания "ПетерСтар" - крупнейший альтернативный оператор СПб - инвестирует серьезные средства в систему Trouble Ticketing "для более эффективной обработки запросов клиентов".
Подробнее 

Бонусы на "бесплатный сыр" Рынок прошел по ступеням "тарифной эволюции"
Рынок сотовой связи к нынешней осени прошел все ступени "тарифной эволюции".
Подробнее 

Андрей ЕЛИСЕЕВ. Наши продажи растут быстрее, чем рынок
Компания "Вымпелком", действующая под торговой маркой "Би Лайн GSM", за четыре месяца работы в СПб сумела привлечь более90 000 клиентов (по данным на 1 августа) и занять около 3% местного рынка.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru