Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Комментарии 21/10/2002

Квадратные яйца Галковского

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Модный Дмитрий Галковский опубликовал в "Новом мире" сценарий фильма "Друг утят". Это третье явление Галковского народу за последние 10 лет и одно из самых симптоматичных литературных событий года.

В предыдущий раз Галковский (р. 1960) появлялся в "Новом мире" десять лет назад: публиковались отрывки из его сочинения "Бесконечный тупик". Вообще 1992 год был годом его первого явления народу: отрывки из "Тупика", наполненные антисемитскими суждениями, появились и в "Нашем современнике", резкое выступление против шестидесятников - в маргинальном журнале "Мулета эС", а исповедь "Андерграунд" с элементами агрессии по отношению ко всей остальной литературе - в двух номерах отвязной "Независьки". После чего Галковский уполз в нору и на несколько лет затих.

В 1997 году "Бесконечный тупик" объемом 70 авторских листов вышел целиком, изданный, кажется, на средства автора. Параллельно текст повис в Интернете. Автор предстал агрессивным, закомплексованным и эрудированным инфантилом, погруженным в глубокую депрессию, который сделал симбиоз из обид и ненависти к миру и людям строительным материалом своего сочинения. Потом снова молчок на пять лет.

А в 2002 году, помимо новомирской публикации, Галковский представил антологию советской поэзии "Уткоречь", изданную в Пскове. В названии использовано слово из оруэлловского новояза (словарь В) - "речекряк".

Сюжет "Друга Утят", в общем, несложен. Рамка отнесена к 2101 году. Описание этого будущего в виде небольшого трактата (как у Оруэлла) помещено в начале сценария, в самом сценарии общие положения материализованы. Самое интересное - моменты совпадения с нашим настоящим: то, что сегодня уже существует в том или ином виде, век спустя получает мощную техническую поддержку и становится тотальным.

"Общество будущего - это общество добровольной дезинформации" - исходный тезис. Дезинформацию человек получает посредством персонального модератора - сложной программы, оживляемой диктором (внешность можно выбрать), настроенной на конкретного заказчика (диктор общается со зрителем в режиме реального времени) и фильтрующей информацию, получаемую из единого гигантского резервуара по критериям, установленным заказчиком.

Правдоподобность, заказанная зрителем, может быть 100%, может быть 1%; фильтр может быть черным, а может быть розовым. В следующем веке никто не будет заинтересован в переубеждении или просвещении зрителя, процент правды будет задаваться зрителем сознательно.

Из прочих деталей существенно, что люди живут в подземных бункерах-кенотафах на средней глубине 1 100 м, потому что уровень радиации - 100 рентген/час. Попутно же выясняется, что искусство исчезло, а "вместо небольшого слоя художников-мастеров и многомиллионной массы потребителей образовалась единая масса художников-дилетантов. Их уровень, в общем, невысок, но зато в творческом процессе участвуют все".

Собственно, в зародыше это есть уже сейчас, во-первых, благодаря Интернету, где любой может "повесить" свой текст и ощутить себя "писателем", во-вторых, вследствие ликвидации цензуры и сакральной системы творческих союзов, курируемых КПСС/КГБ, не находясь в которых нельзя было считаться творцом.

В 2101 году действует некая Елена Викторовна, она смотрит фильм, действие которого отнесено к 1996-2002 годам, а последний, восьмой, эпизод - к 2007-2008 гг. Детективный сюжет фильма, занимающего почти все пространство текста, связан с массовыми компьютерными играми, реализуемыми через Интернет, которые захватывают в свою орбиту массы юзеров.

Кстати, чисто для прикола в начале каждого эпизода дается текст рекламы квадратных пищевых яиц, в 2099 г. разработанных техногруппой "Три яйца" (явный парафраз известного анекдота из серии "Чапаев" про "квадратный трехчлен" и явная демонстрация ненависти к рекламе как таковой).

Главное же, что в фильме действует "Движение Утят" - подразделение национального Интернета, с помощью которого некая группа во главе с таинственным Другом Утят (вариантом оруэлловского Большого Брата) стремится установить контроль над "крупным, но отсталым государством с парализованными службами управления". То бишь над Россией.

Фильм, таким образом, оказывается глубоко "антиинтернетовским", антиамериканским, технофобийным и выполненным точно в соответствии с "Информационной бомбой" Поля Вирилио (интеллектуальный бестселлер, впервые вышедший в 1998 г. в Париже), ибо показывает, что именно власть интернет-технологий и привела к атомизации населения, по одиночке сидящего у мониторов на глубине 1 100 метров, созданию общества сознательной дезинформации, деградации государств и 100 рентгенам в час в "реаллайфе". "Гиперинформационное общество", которым правят какие-то таинственные "планировщики", оказывается похуже и советского тоталитаризма, и оруэлловского ангсоца, а виноват в его возникновении Интернет.

Итог: от вечной депрессии и комплексов асоциальный мизантроп Галковский вдруг излечился патриотическим консерватизмом, который вошел сейчас в Москве в большую моду. Закономерно, что в том же номере "Нового мира" небезызвестная Рената Гальцева в статье "Тяжба о России" одним из главных врагов назвала либерализм, обвинив его в антипатриотизме и анархическом стремлении разрушить государство. Т.е. в том же самом, в чем Галковский обвинил Интернет. Все признаки завершения очередной оттепели сошлись окончательно, когда Лужков предложил восстановить "железного Феликса" на старом лубянском месте.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Медведев на фоне медведей
Уходящий год начинался как год президентских выборов.
Подробнее 

Будут танцы
Как удачно сложилось, дорогие читатели: мы с вами расстаемся под звуки фанфар.
Подробнее 

Вышвырнуть царя из головы
Удара кризиса россияне ожидают примерно так, как неизбежного столкновения кометы с Землей.
Подробнее 

О солидарности и делах наших скорбных
Накануне 151-й внеочередной встречи ОПЕКа в Оране уходящий руководитель картеля, алжирский министр энергетики и горной промышленности Шакиб Хелиль постоянно вспоминал о солидарности.
Подробнее 

Ради доброго царя
Очередной День Конституции России (12 декабря) мы отметили под разговоры о том, насколько приемлемой практикой является ее пересмотр в сторону шестилетнего президентского срока.
Подробнее 

Укрепление оказания публичных услуг
А все-таки цинизм бесшабашный выглядит как-то человечней цинизма взвешенного.
Подробнее 

Состояние проседания
В отличие от 1998 года, нынешний кризис напоминает не падение с приставной лестницы, а медленное, но верное погружение в трясину.
Подробнее 

Греция в огне
Вторую неделю в столице Греции продолжаются поджоги зданий и автомобилей, возведение баррикад и стычки между полицией и тысячами демонстрантов, которых средства массовой информации называют то "анархистами", то "студентами", то просто "молодыми экстремистами".
Подробнее 

Ресурсное проклятие коммунистов
Зюганов и теперь живее всех живых.
Подробнее 

В наше непростое
Еще два-три последних сказанья - и летопись моя, похоже, - того...
Подробнее 

Новое открытие Америки
Ноябрьский визит президента Российской Федерации в страны Латинской Америки в местных СМИ оценивают как "триумфальное турне"; говорят, что "русские возвращаются".
Подробнее 

Пересмотр взглядов на капитализм?
Когда начинался нынешний экономический кризис, со всех сторон доносились прогнозы о завершении эры неолиберализма и о грядущем усилении государственного регулирования во всех направлениях.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru